Предпринимается попытка «перезагрузить модель разделения власти Карен Демирчян-Вазген Саркисян в исполнении пары Левон Тер-Петросян-Серж Саргсян», считает Альберт Багдасарян
— До митинга 8 апреля различные представители Армянского Национального Конгресса заявляли, что в этот день народ не будет разочарован. Вас этот митинг разочаровал или еще больше воодушевил?
— Лично я не имел никаких ожиданий. Не было предпринято ни одного непредсказуемого шага, который мог разочаровать или воодушевить. А что может воодушевить меня и любого другого, кто способен мыслить? В частности следующее: если бы в выступлении первого президента я почувствовал осознание того, что сегодняшнее положение – это следствие авторитарной системы государственного управления, основы которой заложил он сам вместе со своем окружением посредством Конституции, которая была принята в 1995 г. в результате фальсификаций и стала основой этой самой системы, а в дальнейшем, в 2005 году, сохранив свою суть, приобрела при втором и третьем президентах более «цивилизованный» вид. И то, что люди, чиновники в своей сущности не плохие, таковыми их делает эта система. Представляете, какое положительное впечатление произвел на Левона Тер-Петросяна-президента Серж Саргсян, если еще в середине 90-х годов именно ему были доверены сразу два министерства – национальной безопасности и внутренних дел. А может, власти и тогда имели «монголо-татарскую» сущность, просто об этом не говорилось вслух? Киргизы и арабы это поняли и начали системные изменения именно с конституции, а у нас лидер оппозиции утверждает, что нельзя менять конституцию и на каждом митинге рассказывает сказку «о нравственном честном царе-батюшке».
— «28 апреля станет либо днем начала диалога, либо днем появления окончательного водораздела между властями и обществом»,- заявил Левон Тер-Петросян. Как Вы прокомментируете это заявление и какие процессы возможны?
— По большому счету 28 апреля никаким особым днем не станет. Левон Тер-Петросян пытается использовать справедливое недовольство народа для того, чтобы заставить Сержа Саргсяна вступить в диалог. Судя по последним заявлениям Конгресса, предпринимается попытка, так сказать, «перезагрузить» модель разделения власти Карен Демирчян-Вазген Саркисян в исполнении пары Левон Тер-Петросян-Серж Саргсян, в которой роль «бяки» вновь отведена второму президенту, а опасность потери власти исходит от революционно настроенного народа, которого Конгресс пока «сдерживает». 200 тысяч митингующих – это тот дамоклов меч, который якобы должен заставить Сержа Саргсяна путем диалога достичь договоренностей относительно того, чтобы действовать в тандеме с разделением власти, что позволит перевести волну народного протеста в предсказуемое русло. Что касается трех требований, то они только «украсят» указанные договоренности.
— Как Вы в целом расцениваете сегодняшнее политическое поле в Армении? Какие перетасовки и перерасклад сил считаете возможным на предвыборном этапе, который фактически уже начался?
— Опыт последних 20 лет показывает, что в условиях этой системы управления парламентские выборы, по какому бы сценарию они не проходили, не могут иметь серьезного, поворотного значения. В действующей системе парламент не является серьезным фактором. Сейчас, как и раньше, многие личности и силы, называющие себя партиями, ведут ожесточенную борьбу за благосклонное отношение высшей власти. Но, пожалуй, не сформируется в очередной раз оппозиция, программа которой будет предусматривать формирование временной переходной власти (сроком на 1-2 года), которая решит 3 основных вопроса: демократизации конституционного порядка (новая конституция), устранения системы избирательных фальсификаций и 15-летней традиции подтасовок (референдум по конституции, внеочередные местные парламентские и президентские выборы), цивилизованной смены власти.
— Видите ли Вы возможность возвращения к власти второго президента РА?
— То, что второй президент попытается создать возможность для своего возвращения, очевидно. Понятно и то, что это невозможно. Сегодня система обеспечила Сержа Саргсяна неконтролируемой властью и недовольным активным народом, поэтому ему необходимо иметь буфер, посредника между собой и народом. В этом деле второй президент не только не может быть полезен, но и может навредить. Именно ради этой роли Левон Тер-Петросян сегодня разыгрывает шахматную партию, результатом которой должна стать не смена власти и демонтаж «монголо-татарской бандократии», а лишь разделение власти. А третий президент будет пытаться оказывать опосредованное или прямое влияние на власть до тех пор, пока у него в Армении будут бизнес-интересы. Как показывает практика, это влияние носит скорее опосредованный характер.