утверждает публицист Маринэ Петросян, учитывая диалог АНК-власти
А поскольку власти поняли, что конгресс уже отказался от их характеристики как бандократии, заменил лозунг «Сейчас!», заявления о «мубаракизации» Сержа Саргсяна и «тунисизации» страны шахматной политикой и «достойной сделкой», то начали предприниматься шаги навстреч конструктивной оппозиции. Сперва были даны «официальные заверения» в готовности раскрыть события 1 марта, а вчера мэрия Еревана уже пересмотрела принятое ранее решение об отказе в проведении митинга АНК на площади Свободы, и предстоящий 28 апреля митинг будет проведен именно там.
Как иначе расценить встречные шаги сил, настроенных до этого на бескомпромиссную борьбу, чем диалог АНК-власти? С этим вопросом мы обратились к публицисту Маринэ Петросян, которая, кстати, одна из первых заявила, что за спиной участников общенародного движения идет процесс установления диалога.
Является ли это диалогом в классическом смысле, сделкой между лидерами конгресса и властями или осознанным шагом в условиях совпадения интересов обеих сторон, проявлением политического прагматизма? «Я не осведомлена о кухне и не могу сказать, ведутся на данный момент переговоры или нет. Подробностей сообщить не могу, но для меня ясно, что в настоящий момент между АНК и властями существует определенное совпадение интересов. То есть создана определенная основа для согласия. Если говорить в общих чертах, то, думаю, АНК предоставит Сержу Саргсяну легитимность и гарантию избрания на второй срок. Сам АНК получит определенное количество голосов в парламенте – не много, но и не мало. То есть состоится взаимная легитимизация Сержа Саргсяна и АНК, что для меня как участника Общенародного движения абсолютно неприемлемо, поскольку в результате этого я не виже перспективу осуществления в Армении системных изменений»,- отметила наша собеседница. Сейчас для нее уже несущественно, смогут Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян в дальнейшем, на президентских выборах, разделить власть или нет. «Мне это неинтересно. Для меня важно другое: в условиях установления диалога между Сержем и Левоном я уже не вижу возможность осуществления того, чего я ждала, – системных изменений». А раньше, до установления взаимопонимания между АНК и властью, у оппозиции был ресурс для системных изменений? «Если бы в 2008 году, когда ситуация и атмосфера были совсем другими, все произошло бы очень быстро… Задним числом я не могу сказать, потому что, возможно, я питала не те надежды. Но тогда я верила в эти изменения, Если бы на волне подъема и пробуждения в стране были бы осуществлены изменения, то в нашей стране был бы восстановлен нормальный политический процесс».
А в условиях диалога АНК-власть сохранится ли у других оппозиционных сил возможность для борьбы? По словам Маринэ Петросян, такая попытка предпринимается: «Но я думаю, что чувство ответственности будет настолько большим, что люди поймут: нужны действия. Я остаюсь оптимистом. Во всяком случае свою задачу я представляю именно так».
Станет ли 28 апреля днем водораздела, даже если третье требование АНК – освобождение политзаключенных – не будет выполнено или будет выполнено наполовину? «Водораздела не будет, будет очередной день затягивания. Понятно, что почти все требования АНК выполнены, что дает основание Тер-Петросяну сказать, что необходимости в водоразделе нет»,- отметила М.Петросян.
По мнению многих аналитиков, у АНК больше нет ресурса для борьбы, да и наша собеседница утверждала, что Тер-Петросян больше не является революционером, а потому тот вариант, который выбрали АНК и власти, выгоден конгрессу. Но для чего это нужно Сержу Саргсяну? «Я его не очень хорошо знаю, не знаю его психологию, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Но я думаю, что на власти и на Сержа Саргсяна оказывается давление со стороны внешних сил, и в целом в регионе наблюдается дестабилизация. В этой ситуации Серж Саргсян, наверное, решил, что сделать шаг навстречу АНК и достичь с ним договоренностей, хотя бы формально, для него безопаснее»,- представила свой анализ ситуации наша собеседница. Она также выразила уверенность, что состоятся очередные парламентские выборы. «Хотя для меня разница небольшая, поскольку мы знаем, как проходят эти выборы»,- отметила Маринэ Петросян. И самое главное, на что обратила внимание публицист: эти выборы больше не смогут привести к системным изменениям.