которая, по словам специалиста по политическим и избирательным технологиям, не осуществится
А разные ли вещи, с точки зрения политтехнологий, договоренность, или «достойная сделка», и диалог? «Я не думаю, что существует сделка, поскольку это предполагает определенные письменные или устные договоренности, которых мы не видели. Но я вижу, что между Республиканской партией, конгрессом и какой-то определенной силой идет некий процесс»,- сказал специалист по политическим и избирательным технологиям Армен Бадалян. Под «определенной силой» эксперт, как оказалось, имел в виду другое государство. По словам Бадаляна, он так понимает идущий процесс, «потому что непонятно: 13 апреля мэрия заявила, что не может разрешить проведение митинга АНК на площади Свободы, а 26 апреля изменила свое решение. Что произошло за эти 13 дней?И если рассматривать процессы в общем разрезе, то звучавшие с февраля заявления посла США в Армении Мари Йованович, которые вызвали шок и стали предметом обсуждений, заявления и поручения Сержа Саргсяна, жесткий доклад по Армении госдепартамента США и список встреч и заявлений, со всей очевидностью показывают, что идет некий процесс. Подобные вещи не происходят случайно. И, на мой взгляд, в этом случае ставятся далеко идущие цели, а не просто разрешение для оппозиции войти на площадь Свободы или даже освобождение политзаключенных. При этом все три стороны решают свои задачи. И наступил момент, когда их интересы совпали, а обществу кажется, что стороны заключили сделку. С точки зрения политтехнологий, сделка и диалог разные вещи»,- отметил А.Бадалян, добавив, что в начавшемся процессе могут быть применены различные технологии. Например, может быть сказано, что это диалог между властью и обществом.
Наш собеседник не считает, что власти и общество ведут диалог, как об этом заявил Тер-Петросян. «Я этого не вижу. В противном случае общество не только знало, но и видело бы, что ведет диалог с властями». В ответ на замечание о том, что общество не может не видеть, хотя бы учитывая освобождение политзаключенных, выражение готовности раскрыть дело «1 марта» и т.д. Армен Бадалян настоял на своем: «Не видит. Суждения об этом следует высказывать не только в контексте наших политических проблем. Общество должно видеть, что власти считаются с ним и в остальных сферах – в экономике, социальной сфере. Разве сегодня монопольная экономика реформирутеся? Конечно, нет. Значит нет и диалога общество-власть».
Тем не менее, могут ли внутриполитические процессы, о которых сказал эксперт и которые основываются главным образом на отношениях власть-АНК, оказать положительное влияние на внутриполитическое поле в Армении? «Думаю, да,- сказал А.Бадалян. – Хотя все зависит от того, в каком разрезе рассматривать – обеспечения электората, его потери или в общем смысле. Если в общем смысле, то, да, будет иметь положительное воздействие, но в случае с отдельными силами возможна потеря электората и т.д.».Вместе с тем Бадалян отметил, что после митинга АНК 28 апреля, когда часть митингующих выразила недовольство, нельзя говорить об утрате конрессом своего электората. Один митинг и выраженное его участниками недовольство не могут иметь решающего значения для политического процесса, так как электорат может быть потерян в результате действий, вызывающих разочарование в течение длительного времени. АНК и его лидер Левон Тер-Петросян тоже не сомневаются, что до 31 мая все политзаключенные будут освобождены. На это намекают и власти. Если до 31 мая все три основных требования конгресса будут выполнены, это будет означать, что у АНК уже не будет весомых причин не начинать реальный диалог с властями. А диалог с властями конгресс собирается вести исключительно вокруг внеочередных выборов. «Я не думаю, что в Армении пройдут внеочередные выборы, если, конечно, не возникнет форс-мажорной ситуации»,- сказал эксперт. Почему внеочередных выборов не будет – потому что Серж Саргсян удовлетворит требования оппозиции и сейчас в отношении него формируется положительное или терпимое отношение или по другим причинам? – поинтересовались мы. «Я всегда так считал, начиная еще с июня 2008 г.»,- сказал Армен Бадалян, подчеркнув, что совсем нетрудно объяснить собственному электорату, почему требование о внеочередных выборах не было удовлетворено. Более того, «сегодня перед АНК стоят более серьезные задачи, чем проведение внеочередных выборов – например, организационные вопросы, сохранение электората в тонусе и т.д. Внеочередные выборы стали для людей идеей-фикс, которая, якобы, должна все изменить. Нет, это не так»,- отметил Бадалян, не согласившись с мнением о том, что во время внеочередных выборов фальсификаций не будет, потому что атмосфера будет другой. «В нашей политике никто честным не будет, а тем более когда это касается конкретных людей и особенно – экономических интересов»,- резюмировал Армен Бадалян.