В Армянском национальном конгрессе утверждают, что до 31 мая политзаключенные должны выйти на свободу. А в результате чего это произойдет – помилования или амнистии, их не интересует: как заварили кашу, так пусть ее и расхлебывают
До объявленного на 31 мая митинга Армянского национального конгресса осталось 11 дней. А это означает, что как минимум через 11 дней все находящиеся за решеткой политзаключенные должны быть освобождены. Власти к этому как будто уже подготовились: помимо требований оппозиции с просьбой о помиловании в частности бывшего депутата парламента Сасуна Микаеляна к президенту обратился спикер Национального Собрания Овик Абрамян, обнародовано также ходатайство Ассоциации политических наук Армении о помиловании остальных политзаключенных. Все это, несомненно, шаги по обеспечению формальной стороны, чтобы никому вдруг «не показалось», что власть выполняет требование АНК, а общество не воодушевилось, хотя очевидно, что если бы не последовательная борьба конгресса по освобождению политзаключенных и давление международной общественности, в частности СЕ, то вряд ли действующая власть по собственной инициативе проявила бы «добрую волю» и говорила бы о возможности помилования или амнистии. Тем не менее, после митинга АНК 28 апреля, когда оппозиция дала отечественным властям еще одну возможность выполнить свое основное требование, прошел уже 21 день. В парламенте РА не исключают, что до 31 мая политзаключенные будут на свободе, а в качестве более вероятного варианта называют объявление амнистии. Такое мнение высказал и председатель НС Овик Абрамян, который накануне в интервью радио «Свобода» отметил, что вопрос обсуждается в администрации президента. Спикер также добавил, что будет объявлена амнистия, в связи с чем соответствующее предложение должно быть представлено в парламент. Тем не менее, в течение этого времени был упущен удобный повод объявить амнистию по случаю Дня Победы. Сейчас все ожидают, что с соответствющим предложением президент страны обратится в Национальное Собрание уже 28 мая – по случаю Дня Первой Республики, либо просто помилует политзаключенных своим указом.
Власти РА в лице председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Давида Арутюняна настаивали на этих двух возможных с правовой точки зрения вариантах освобождения оппозиционных деятелей. Об этом Арутюнян сказал и вчера в беседе с корреспондентом «Аравота». Ранее, на встрече с журналистами, он в качестве более предпочтительного варианта назвал объявление амнистии. Тем не менее, по положению на вчерашний день президент не обращался в Национальное Собрание с предложением объявить амнистию. Между тем до 31 мая парламенту предстоит провести только одно четырхдневное заседание, которое начнет работу в ближайший понедельник. Отвечая на наш вопрос, Давид Арутюнян сказал, что в случае получения этого предложения даже в понедельник утром можно включить его в повестку четырехдневного заседания парламента. Но даже если решение об объявлении амнистии будет принято, политзаключенные на следующий же день не будут освобождены. По словам Арутюняна, существует определенная процедура, которая длится 2-4 месяца. Напомним, однако, что 22 июня 2009 г., то есть спустя всего дня после объявления амнистии 19 июня, обвинявшиеся по делу «1 марта» были освобождены в зале суда. Этот случай объяснили тем обстоятельством, что дела этих лиц на тот момент находились в суде, а в таких случаях решение о применении амнистии принимает суд. В этом плане несколько иной ответ пришел из Министерства юстиции: с правовой точки зрения никаких проблем в данном вопросе нет.
Что касается помилования, то власти считают это сложным делом, видимо, по той причине, что им было бы приятно получить от политзаключенных соответствующие прошения. В то же время они ссылаются на действующий порядок «Обсуждения прошений о помиловании осужденных», но при этом забывают отметить, что данный порядок, как сказал в беседе с нами бывший заместитель генпрокурора РА Гагик Джангирян, установлен указом президента РА и в любой момент может быть признан утратившим силу. То, что Серж Саргсян имеет такую возможность, вчера в очередной раз подтвердил сам Джангирян: «Помилование – исключительная прерогатива президента. Нет никаких конституционных или законодательных норм, которые ограничивали бы это полномочие. Обращение с прошением о помиловании установлено указом президента РА, которое он может учесть или не учесть». Вместе с тем Джангирян заявил, что «31 мая наши ребята должны быть на свободе», в противном случае властям придется плохо.
Напомним, что представители АНК неоднократно заявляли, что им все равно, какими путями выйдут на свободу политзаключенные. Они просто должны быть освобождены, так как не совершали никаких преступлений, а в тюрьме их держат по политическим мотивам. Технические вопросы освобождения должны решить власти, убеждены представители АНК.