Лента новостей
Новости дня

До 25 июня Серж Саргсян сделает заявление

17 июня,2011 00:00

\"\"убежден член политсовета партии «Республика» Смбат Айвазян 

— Через несколько дней в Казани состоится очередная трехсторонняя встреча Армении, Азербайджана и России. Как Вы думаете, будет ли в результате этих переговоров по урегулированию карабахского конфликта достигнут прогресс, или, как сказал французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ, будет ли подписано окончательное соглашение по базовым принципам урегулирования?   

— Очень трудно делать прогнозы, поскольку никто из нас не знает о деталях процесса урегулирования. Конфиденциальность переговоров не позволяет нам делать реальные выводы, мы всего лишь строим предположения. Но первое, что бросается в глаза, это то, что ни наше, ни азербайджанское общество не готовы к какому-либо решению. Явно чувствуется, что к какому-либо решению не готовы и власти, которые руководствуются исключительно собственными интересами и не подготавливают общества. С другой стороны, я не вижу интересов в этом регионе стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в том числе России, которая пока играет доминантную роль в регионе, и не представляю, во имя чего они должны идти на изменение статус-кво. Возможно, у международных игроков имеются более глубинные договоренности, но в любом случае они тоже не способствуют решению проблемы.      

— Может, причина сохранения статус-кво в том, что между заинтересованными игроками нет согласия в вопросе Нагорного Карабаха? 

— Да, конечно. Что касается Казани, то максимум, что там могут подписать, это, на мой взгляд, документ наподобие Майндорфской декларации, который будет направлен на сохранение перемирия. Я думаю, стороны его подпишут, так как сегодня новая война не выгодна никому, даже Азербайджану. В случае войны Азербайджану будет что терять, причем больше, чем армянской стороне.

— Сегодня СМИ и некоторые аналитики обуславливают возможный отклик Сержа Саргсяна на предложение о диалоге с Армянским национальным конгрессом в том числе встречей в Казани и предшествующим ей визитом президента Саргсяна в Страсбург, где предстоит его выступление. На Ваш взгляд, связаны ли эти два мероприятия с откликом первого лица государства на предложение о диалоге? И вообще, почему  Серж Саргсян не реагирует на предложение АНК? 

— Выступление Сержа Саргсяна в ПАСЕ, пожалуй, будет связано с внутриполитической ситуацией в Армении. А проблемой номер один во внтриполитической жизни является повестка, предложенная Левоном Тер-Петросяном и Армянским национальным конгрессом. За прошедшие 5 месяцев было очевидно, что во внутренней жизни политическую повестку формировал только Тер-Петросян или АНК, что одно и то же. Если бы власти имели свою повестку, то они бы ее представили. Что касается вашего вопроса, то отклик на предложение о диалоге связан с отбытием в Страсбург. Относительно карабахской проблемы я не склонен так думать. На мой взгляд, до отъезда в Страсбург Серж Саргсян выскажет в Ереване мнение о диалоге, потому что альтернативы нет. Власти во главе с Сержем Саргсяном обязательно пойдут на диалог, поскольку осознают, что у армянского народа всегда есть и всегда будет возможность осуществления сценария арабских революций. Но конгресс повел процесс не по арабскому сценарию, а по сценарию нормального развития, что власти должны ценить. И если власти этого не поймут, то арабский сценарий здесь точно осуществится. Однако логика подсказывает, что диалог обязательно состоится, так как в марте Тер-Петросян выдвинул три требования, после выполнения которых оппозиция выразила готовность начать с властью диалог вокруг внеочередных выборов. Если они слушали до конца заявления Тер-Петросяна, в чем я уверен, и если не собирались начинать диалог по внеочередным выборам, то не стали бы выполнять эти три требования. Серж затянул освобождение политзаключенных, — и что он выиграл, что изменилосаь в стране? Ничего. Мы предупреждаем, что через три месяца положение в стране еще больше ухудшится, потому что у них нет никакой программы по выводу страны из этой ситуации. Более того, общество еще узнает о принятом 27 апреля решении правительства РА по Каджаранскому медно-молибденовому комбинату и увидит, какой грабеж осуществляется за счет будущих поколений. Внутриполитическая напряженность начнет «пожирать» всех изнутри. Они должны это понимать и оценить тот шанс, который дал им конгресс.   

— Освобождение политзаключенных, деблокаду площади Свободы и обещание раскрыть дело о событиях 1 марта Вы связываете с требованиями конгресса. Но ведь это выгодно в первую очередь Сержу Саргсяну, так как позволит облегчить его положение и показать  международному сообществу, что он сторонник изменений, что начинает с чистого листа – без политзаключенных и других ограничений прав человека. С другой стороны, после выполнения трех требований что, на Ваш взгляд, будут требовать от Сержа Саргсяна в ПАСЕ? Действительно ли они заставят его провести внеочередные выборы?  

— Во-первых, я не говорю, что эти требования были выполнены под давлением только конгресса. Это был результат совместного давления общества и АНК, для меня это однозначно. Свою роль сыграло и давление международного сообщества. Но вспомните, когда активизировалось международное сообщество – с того момента, как в феврале увидело, что общество поднимается на борьбу. Я убежден, что в ПАСЕ будут приветствовать эти три шага, но в то же время призовут обязательно начать диалог с оппозицией, который будет иметь положительный результат. А повестка диалога известна всем: организация внеочередных президентских и парламентских выборов. Всем кажется, что Серж Саргсян – многослойный игрок, но на самом деле он – человек, ищущий ситуационные решения. Я твердо убежден, что в тот момент, когда Серж Саргсян решил выполнить эти три условия, он подумал следующее: дай-ка я это сделаю и посмотрю, спадет внутриполитическая напряженность или нет, а потом уже подумаю. Он не обдумал до конца вопрос о том, пойти на диалог или нет. Эти три требования он выполнил, так как не имел другого выхода. Сейчас Серж Саргсян думает о том, ослабела напряженность или нет. Если спросить меня, то я скажу – нет. Напряженность не только не ослабевает, она накапливается, и в один прекрасный день эта пружина «выстрелит». Ни одна волнующая общество проблема не получает решение. Пусть Серж хорошенько об этом подумает. В этом случае ни конгресс, ни кто-либо в обществе не сможет остановить взрыв народного гнева. Я убежден, да и логика подсказывает, что власти обязательно вступят в диалог по предложенной АНК повестке.  

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать