Турецко-азербайджанский дипломатический тайм-аут вызывает опасения у председателя комиссии по внешним отношениям Национального Собрания НКР Ваграма Атанесяна
— О тех, кто имел чересчур большие ожидания от казанской встречи, скажу, что это их проблема. Лично я за две недели до этой встречи заявил в Ереване, что Ильхам Алиев не подпишет документ, в котором будет зафиксировано, что проблема Нагорного Карабаха должна быть решена мирным путем. Это четкий подход Азербайджана, и я бы хотел, чтобы это поняли и те уважаемые господа, которые осуществляют посредническую миссию. Так что в Казани произошло то, что я и ожидал. Ничего нового во всем этом для меня нет.
— Тем не менее, как Вы думаете, какой ход получит дальнейший процесс урегулирования карабахской проблемы?
— Я думаю, что для Азербайджана все мессиджи уже прозвучали: эта проблема не имеет силового решения. Я также считаю, что международная посредническая миссия относится к милитаристской риторике Азербайджана с некоторой оговоркой либо сама покровительствует тому, чтобы Азербайджан занимал воинственную экстремистскую позицию. В данный момент я не могу утверждать, что в своем поведении Азербайджан пользуется поддержкой таких-то кругов, но суть проблемы от этого не меняется. В любом случае те круги, которые покровительствуют Азербайджану, должны уже четко осознавать: военная угроза – не тот инструмент, который может заставить армянские стороны пойти на односторонние уступки. Это исключено. Извините, но я должен позволить себе одну некорректную формулировку. В последнее время в некоторых международных аналитических исследованиях сабинафрейзерского уровня четко говорится, что если Армения не согласится, то Азербайджан должен пойти на войну. Но они допускают одно существенное упущение: война – это возможность для каждой стороны. Никто не может гарантировать исход войны. В 1991 г., когда Азербайджан развязал войну, он имел такое же преимущество перед армянской стороной, что и сегодня. Некоторые эксперты считают, что война может решить проблему, но ведь она может решить проблему не только для Азербайджана, но и для НКР. Никто не может гарантировать, что после войны НКР не будет иметь более широкие географические параметры, чем те, которые имеет сегодня.
— То есть независимо от того, что в Казани еще раз была зафиксирована необходимость мирного урегулирования проблемы, сегодня угроза возобновления военных действий более реальна?
— Я настаиваю на том, что Азербайджан не намерен решать эту проблему мирным путем, и посредники должны наконец это понять. И если они действительно заинтересованы в мирном урегулировании конфликта, то должны обязать или хотя бы призвать Азербайджан принять лежащую на столе переговоров концепцию. Кстати, следует обратить внимание на то обстоятельство, что накануне встречи в Казани агентство «Регнум» распространило сообщение о том, что в Казани Баку рискует оказаться в положении Белграда. Это отнюдь не было случайностью, особенно если учесть, идеологом каких кругов является «Регнум». Ключевым остается вопросом о том, что Турция не санкционировала подписание Азербайджаном этой так называемой «дорожной карты мира». В настоящий момент Турции это невыгодно, поскольку следующим шагом должно стать обнародование ею графика урегулирования армяно-турецких отношений. Как долго будет длиться турецко-азербайджанский дипломатический тайм-аут, кто покровители этого процесса – вот в чем интрига. Я надеюсь, что посредническая миссия Минской группы пытается защитить себя, о чем свидетельствует распространенное вчера МИД Франции заявление о том, что в ближайшее время сопредседатели намерены посетить регион «с целью подготовки продолжения переговоров».