Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе накануне отбыл в Москву для встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. В интервью радиостанции «Эхо Москвы», которое Жюппе дал в тот же день до отъезда, глава МИД Франции коснулся также нагорно-карабахского конфликта. Как передает Радио «Свобода», на вопрос «Эха Москвы»: «Встречи в Казани президентов Армении, Азербайджана и России были своеобразным провалом, сказал наш президент [президент России – ред.]. Неужели вопрос по Нагорному Карабаху просто вечный? Решения нет?» – французский министр ответил: «Почему? Я, конечно, приветствую усилия России, российского президента, он приложил много усилий в этом вопросе и в Сочи, и в Казани. Но, тем не менее, то, что это не привело ни к каким результатам, это, конечно, печально. Тем не менее, насколько я знаю, сейчас будут дополнительные предложения, чтобы все-таки возможно было достичь какого-то соглашения по этому вопросу».
Вчера в беседе с «Аравотом» пресс-секретарь МИД Армении воздержался от комментариев высказываний Жюппе. А председатель парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян на наш вопрос, о каких новых предложениях идет речь, сказал: «Общественность и мы пока не знаем, что из себя представляют старые предложения, чтобы думать о новых». В ответ на наше недоумение – «значит вы не осведомлены о Мадридских принципах?» – Галуст Саакян ответил: «С Мадридскими принципами знакомы сопредседатели, президенты стран и в какой-то степени министры иностранных дел». Мы заметили, что эти принципы неоднократно публиковались в прессе. «Официально эти принципы не публиковались»,- ответил наш собеседник. Касаясь новых предложений, он предупредил: «Новые предложения не выдвигаются и не навязываются нам. У нас своя точка зрения: основной фактор – право наций на самоопределение, который является для нас самым главным принципом, нормой международного права, и урегулирование проблемы мы видим в этих рамках».
Отметим, что в созданной вокруг казанской встречи оптимистичной атмосфере некоторые политологические круги начали говорить о том, что не следует связывать с этой встречей серьезные надежды, посоветовав придать более важное значение процессам, которые начнутся после Казани. В связи с этим директор Центра европейских исследований Ереванского государственного университета Артур Казинян в беседе с «Аравотом» высказал мнение о том, что статус-кво в зоне карабахского конфликта изменится, а проблема будет решена под эгидой Евросоюза. Означает ли это, что давление на стороны усилится? Галуст Саакян исключил такую возможность: «Если это случится, то по отношению к Армении это будет несправедливо». Можно ли предположить, что уже на сентябрьском саммите сторонам будут выдвинуты «новые предложения», о которых сказал Ален Жюппе? Надо ли ожидать, что после Казани доминирующая роль России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта сойдет на нет, поскольку международная общественность сильно разочаровалась в Медведеве? В ответ на эти вопросы «Аравота» руководитель Центра глобализации и регионального сотрудничества, политолог Степан Григорян сказал, что казанская встреча еще раз показала, что в вопросе урегулирования проблемы роль России действительно велика, но не настолько, чтобы РФ могла заставить Армению и Азербайджан подписать какой-либо документ. В этих условиях, отметил политолог, очевидно, что инициатива по урегулированию проблемы постепенно начнет переходить в руки других, последуют новые инициативы. «Но это не означает, что Минская группа перестанет играть главную роль. Формат Минскорй группы и роль России в какой-то степени сохранятся. Я думаю, что со стороны ЕС инициатива последует в рамках принятой в апреле Европарламентом резолюции, согласно которой «де-факто» избранные власти НКР должны быть вовлечены в те или иные программы, в том числе в Восточное партнерство. Инициативы в этом направлении проявит не только Франция, но и другие европейские государства и даже Еврокомиссия».