Их коснулся лично Католикос Всех Армян Гарегин Второй
Существование в социальной сети Facebook открытой группы «Требуем отставки Католикоса», насчитывающей 427 членов, и проходящие в ее рамках обсуждения носят более глубинный характер, нежели можно было бы представить. То, что требование отставки Гарегина Второго может охватывать более широки слои общества, нежели почти 400 человек в Facebook, видно хотя бы по тому факту, что 24 июля в эфире Первого канала Католикос лично откликнулся на направленные против себя публикации и движение. Однако он всего лишь сказал, что обвинения в его адрес лишены какой-либо основы, несправедливы, и «великодушно» простил «тех, кто пребывает в заблуждении». Кстати, большая часть членов этой группы является последователями Армянской Апостольской церкви. Выдвинутые против себя обвинения и требование об отставке Гарегин Второй не только посчитал шагом, направленным на «раскол духовного единства нации», но и подчеркнул, что они преследуют политические цели, тем самым фактически подтвердив высказывания о том, что церковь в лице Гарегина Второго является не только духовным центром нашей нации, но и структурой, тесно сросшейся с политикой. В противном случае непонятно, как требование об отставке Католикоса могло преследовать политические цели. Напомним, как в группе в Facebook отреагировали на эти заявления Гарегина Второго: «Его Святейшество, по наивности, отождествил Армянскую Апостольскую церковь со своей персоной. Какое халатное заблуждение! Насколько я понял, значительная часть армянского общества выступает именно против него, Католикоса, а не Армянской Апостольской церкви. Его Святейшество выбрало очень опасную тактику, чреватую непредсказуемыми для Армянской церкви негативными последствиями».
О требовании об отставке Католикоса и инициированном в Facebook движении «Аравот» побеседовал вчера с руководителем общественной организации «Сотрудничество во имя демократии» и редактором сайта religions.am Степаном Даниеляном.
— Как Вы относитесь к требованию об отставке Католикоса и существованию в Facebook соответствующей группы?
— Насколько мне известно, это инициатива возникла стихийно и не является организованной акцией. Это явление назревало давно, поскольку в Армении именно в последние годы проявляется серьезное недовольство церковью и особенно Католикосом. Это недовольство особенно обострилось во время президентских выборов 2008 г., когда церковь стала стороной политической борьбы. Фатически имено тогда Католикос Всех Армян стал католикосом всей провластной массы, а остальная часть общества почувствовала отчуждение к церкви. Это было величайшей ошибкой Гарегина Второго, и то, что происходит сегодня, является ответом на его ошибку. Если в конце 19-го-начале 20-го вв. причиной движения против церкви были просветительские идеи, то сегодня к ним присоединились вопросы прав человека, справедливости. А наша церковь и тогда, и сегодня отстает от времени, является консервативной структурой и сторонником «реакции». Сегодня мы не видим церковь в борьбе за экологию, хотя природа уничтожается, церковь не касается проблемы языка, сложившейся в стране социальной ситуации, человеческой несправедливости, явлений, происходящих в армии.
— Но разве эти проблемы касаются церкви?
— Конечно! Начиная с 19-го века все церкви формировали свои социальные концепции. Проблемы общества являются проблемами церкви, поскольку христианство – это не только вера, христианство имеет также общественное, культурное, цивилизационное значение. У нашей церкви нет такой концепции. Я даже начинаю сомневаться, имеет ли она теологию. Спросите любого образованного армянина, в чем состоит теология армянской церкви, и я уверен, что даже 5 процентов не смогут ответить на этот вопрос.
— То есть Гандзасар, Санаин, строительство церквей в центре столицы – все это поводы для инициирования подобного движения?
— Да. На самом деле это требование намного глубже и связано не только с личностью Гарегина Второго. Если бы вместо Гарегина Второго был Навасард Кчоян или архиепископ Паргев Мартиросян, то картина была бы примерно такой же. Просто в случае с Гарегином Вторым все глубже – уже 12 лет он является Католикосом, но ни разу не встретился с журнклистами и не ответил ни на один вопрос. Я думаю, он боится этих вопросов или не имеет на них ответов.
— Как Вы думаете, разворачивающееся движение – это проявление здорового общества или в заявлении Католикоса есть все же зерно истины, то есть оно вносит раскол в нацию?
— Знаете, вместо Гарегинв Второго эти же аргументы мог привести Серж 1-ый Саргсян, Левон 7-ой Тер-Петросян… Любое движение, которое против твоих интересов, можно охарактеризовать как вносящее раскол в нацию. Что касается того, являются такие движения положительными или отрицательными, могут ли они оздоровить сложившуюся ситуацию или, наоборот, навредить ей, то это зависит от того, какие вопросы они сформулируют и какие процессы зафиксируют.
— В Facebook также развернулось обсуждение о том, может ли общество добиться если не лишения сана, то хотя бы отставки Католикоса. Некоторые утверждают, что такой возможности практически нет, поскольку Католикос избирается пожизненно, и его выбирало не общество, чтобы сейчас требовать его отставки.
— Те, кто делает такие заявления, должны знать, что Католикоса выбирает общество, поскольку собрание, которое выбирает Католикоса, насколько я знаю, на одну часть состоит из представителей верующих – делегатов, на другую часть – из представителей духовенства. Мне абсолютно все равно, перестанет Гарегин Второй быть Католикосом или нет. Для меня важно то движение, которое может изменить мышление нашего общества. А если наступит момент, когда Гарегин Второй выберет не нацию, а личную выгоду, и пойдет против этих движений, то уже его проблема.
— А, скажем, отставка во имя единства нации, исключена?
— Католикос избирается пожизненно, но, насколько я знаю, он может подать в отставку по собственной воле, и такие случаи были. Другое дело, подаст он в отставку или нет. Вопрос не в механизмах, а в содержании.