убежден первый президент РА Левон Тер-Петросян
Вчера на площади Свободы прошел последний в летнем сезоне митинг Армянского национального конгресса. И хотя накануне, 1 августа, АНК отметил 3-ю годовщину своего создания, в связи с чем ожидалось, что предстоящий митинг, учитывая праздничное настроение и вероятный интерес к ходу диалога АНК-власть, будет многолюдным, эти ожидания не оправдались. Вчерашний митинг собрал меньше людей, чем когда-либо, а те, кто пришли, не проявляли никакого воодушевления.
Митинг вел представитель центрального офиса АНК, главный редактор газеты «Айкакан жаманак» Никол Пашинян. Несмотря на то, что уже пять месяцев площадь Свободы открыта для представителей конгресса, Пашинян еще раз подчеркнул, что это результат деятельности АНК. Он коснулся также попыток властей закрыть страницу «1 марта», отметив, что под давлением АНК властям пришлось снова «открыть» эту страницу. Результатом деятельности конгресса Пашинян назвал и то, что сегодня власти «сняли бронежители и, переодевшись в костюмы, ведут диалог с АНК».
На вчерашнем митинге выступил также неофициальный представитель Армянского национального конгресса в ПАСЕ, координатор структур АНК в Соединенных Штатах Арман Григорян. По его словам, более чем ожидаемым было то, что в контексте диалога с властями АНК станет объектом критики. В этом плане Григорян сослался на адресованное конгрессу обвинение в «заключении грязной сделки», подчеркнув, что не меньшую опасность представляет и диаметрально противоположное обвинение. Речь идет о том, что выбранная конгрессом тактика диалога основана на некоей утопичной надежде, поскольку власти, которые способны фальсифицировать выборы и стрелять в народ, не вернут власть народу посредством выборов, не согласятся на проведение внеочередных выборов, а если и согласятся, то эти выборы ничем не будут отличаться от предыдущих. Согласившись с тем, что данное обвинение не лишено логики, Арман Григорян именно с этой точки зрения расценил его как весьма опасное. Эту мысль он попытался обосновать историческим экскурсом, приведя примеры смены власти не только в арабских странах, но и в Южной Америке, Восточной Европе, а также в Армении в 90-х годах. Вывод состоял в следующем: страны, где режимы оказывали сопротивление народным требованиям и применяли насилие, разваливались быстрее, а там, где соглашаются вести диалог с оппозицией и народом, процесс смены власти протекает без потрясений. Григорян призвал собравшихся не слушать тех, кто провоцирует авантюризм, отметив, что все идет в правильном русле.
Митинг, как всегда, заключил лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. «Бесспорно, что формальный диалог АНК с властями – центральное событие внутриполитической жизни Армении. Независимо от оценки, которую дают ему некоторые политические силы, журналисты и аналитики, очевидно, что большинство народа поддерживает мирное, без потрясений урегулирование проблем, тем более, что это происходит не за закрытыми дверями, а посредством открытых, прозрачных переговоров. АНК не сомневается в правильности выбранного им пути и уверен, что власть, вступая в диалог после длительной конфронтации, закладывает основу для новой политической традиции, которая станет одной из непреходящих ценностей армянской государственности и одним из наиболее эффективных механизмов обеспечения национальной солидарности. Если кое-кто искренне не понимает важность преодоления внутриполитческих кризисов посредством диалога, а некоторые на почве ревности или по другим причинам злобно принижают его ценность, то они рано или поздно тоже убедятся в том, что этот механихм призван обслуживать интересы не отдельных сил, а государства, народа и лично их. И еще одно необходимо наблюдение, которым я хочу завершить преамбулу своего выступления. Диалог, естественно, происходит между двумя главными политическими силами Армении – коалиционной властью и АНК, из которых первая обладает силовыми, финансовыми, экономическими, административными и пропагандистскими ресурсами страны, а вторая пользуется поддержкой широких народных масс. Поэтому, элементы, не влияющие на политические процессы, следовательно, не являющиеся политическим фактором, пусть никого, кроме самих себя, не винят в том, что остались за рамками диалога, и, наконец, осознают, что политическим фактором становятся не на словах, а на деле. Этим элементам я бы дружески посоветовал не мешать диалогу, потому что тем самым они вредят не нам, а стране и народу, что может стать причиной их окончательной маргинализации.
Не хотелось бы вновь обращаться к продолжающимся пересудам о заговоре, сделке или внутренних договоренностях, потому что при наличии нашего требования о транслировании переговоров в прямом эфире и многопартийности делегаций они уже превращаются в фарс, ставя в жалкое положение их авторов. Если к этому добавим и то, что обвиняющие нас в сделке ленятся отметить, что же в обмен на многочисленные компромиссы власти в итоге уступил Армянский национальный конгресс, то фарс станет абсолютным, поскольку сделка не может быть односторонней».
Тер-Петросян также сказал, что в переговорах с властью АНК участвует с конкретным предложением решения накопленных в стране сложнейших проблем.
«Если у делегации власти есть такие задачи, как, например, решения, связанные с улучшением социального положения народа, оздоровлением экономики, ликвидацией коррупции, пресечением миграции, раскрытием убийств «1 марта», обеспечением независимости судов, то мы готовы обсудить их. К сожалению, в ходе состоявшихся до сих пор встреч эта делегация нам ни одного подобного решения не представила, а это означает, что у власти нет ни намерения, ни способности решить вышеупомянутые проблемы. Следовательно, из-за отсутствия альтернативы единственной возможностью решения этих проблем остается формирование новой власти путем внеочередных выборов».
В заключение Левон Тер-Петросян заявил, что «следующий митинг состоится 9 сентября, если, конечно, до этого не произойдет какое-либо чрезвычайное событие, требующее незамедлительной реакции».
На этом, однако, мероприятие не закончилось. Собравшиеся решили отметить день рождения АНК не традиционным шествием, а песнями и танцами на площади Свободы.