Армянские отклики на интервью Медведева
В интервью телеканалам «Первый информационный кавказский», Russia Today и радиостанции «Эхо Москвы» президент России Дмитрий Медведев на вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, сказал: » Вы знаете, когда это (российско-грузинская война 2008 г. – Н.Г.) произошло, оба руководителя (и президент Алиев, и президент Саргсян) побывали здесь же, в Сочи. Они знаете мне что сказали? Говорят: “Плохо, конечно, что всё это произошло, для Кавказа это тяжёлая вещь”. Я говорю: “Очень плохо”. – “Но Вы знаете, для нас это определённый урок, что лучше вести бесконечные переговоры о том, какова судьба Нагорного Карабаха, будет ли там референдум когда-то, как нам готовить мирный договор, чем провести эти пять военных дней”. Это был для них очень серьёзный урок».
В связи с этими высказываниями российского президента мы вчера поинтересовались у депутата парламентской фракции «Наследие» Ларисы Алавердян: что Медведев хотел дать понять своим коллегам из Армении и Азербайджана? По мнению г-жи Алавердян, президент РФ, видимо, хотел подчеркнуть необходимость продолжения мирного переговорного процесса. «Используемая Азербайджаном военная риторика, снисходительное отношение к этому Запада не исключают возможность того, что когда-нибудь терпение победивших в войне армян иссякнет»,- отметила Лариса Алавердян, объяснив мессидж Медведева более доступно: «Терпение – это жизнь, и необходимо терпеливо вести эти переговоры».
В этом же контексте вопрос прокомментировал и председатель комиссии по внешним отношениям Национального Собрания НКР Ваграм Атанесян: «Российско-грузинская война стала довольно серьезным испытанием для сторон. Я думаю, именно эту реалию попытался зафиксировать президент РФ и констатировать, что не следует пытаться решать проблемы путем применения силы. Хотя я не исключаю, что в подтексте высказываний Медведева могли быть такие ссылки, которые не укладываются в сегодняшнюю методологию урегулирования карабахской проблемы».
Иной точки зрения придерживается кандидат юридических наук Артур Казинян. По поводу этого интервью он написал на своей странице в Facebook: «Президент РФ угрожает Армении и Азербайджану войной в случае урегулирования проблемы. Россия начинает показывать свое истинное лицо, что является серьезнейшим и сверхопасным вызовов суверенитету и независимости Армении». Один из участников обсуждения в сети этой темы, «Арно Кур», отметил: «Внимательно посмотрите на страны, которые были захвачены Россией: все без исключения потеряли свой язык – чеченцы, татары, осетины… Закрывая школы, русские пытались уничтожать другие языки. А наши умные дипломаты, открывая школы (иноязычные. – ред.) и посылая людей в гибельные для нации миграционанные офисы, сами закладывают основы для гибели армянского народа.
Примечательно, что после появления этого интервью пресс-служба Кремля распространила сообщение о том, что 9 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев отправится с рабочим взитом в Сочи. Визит состоится по приглашению президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Какие вопросы будут обсуждаться на встрече Медведев-Алиев, какие «уроки» даст президент РФ Алиеву, неизвестно. Неизвестно также, предусматривается ли после визита Алиева визит в Сочи Сержа Саргсяна.
В том же интервью Медведев, говоря о других возможных вариантах урегулирования грузино-осетино-абхазского конфликта, замечает: «Может быть, что-то пришло бы, может быть, возникла бы какая-то конфедерация». На вопрос «Аравота», применим ли этот вариант к карабахской проблеме, Лариса Алавердян сказала, что в 1992 г. это было возможно: «Шаумянский район пережил довольно тяжелые времена. Из Мартакерта бежали десятки тысяч людей. Всего за три дня в Армении появился палаточный городок. В декабре 1992 г. я беседовала в Стокгольме с тогдашним министром иностранных дел Азербайджана. Я сказала ему, что правильнее всего изменить эту ситуацию и сразу использовать компромиссный вариант – конфедерацию. Он ответил: если я выскажу эту мысль, даже сославшись на кого-то другого, меня насмерть забьют камнями. То есть когда еще не пролилась остальная кровь, такой момент был, но сейчас я не думаю, что азербайджанское общество, которое воспитано на более чем неграмотной и провокационной политике Алиева-младшего, готово сделать какой-либо шаг к конфедерации».
С другой стороны г-жа Алавердян убеждена, что к этому не готов и Арцах. Она вспомнила о том, что в те годы все попытки остановить войну провалились – азербайджанцы стремились к победе, к уничтожению армян и исторических армянских земель. «Сейчас Арцах должен выдвигать свои требования. Все те, кто были авторами этой политики и совершили преступления против человечества, должны быть наказаны. Азербайджанцы должны понести наказание за совершенные ими зверства и варварства».