говорит о повестке диалога АНК-коалиция вице-спикер Национального Собрания Самвел Никоян
— Процесс диалога между Армянским национальным конгрессом и коалицией, кажется, переживает новое развитие. После ареста активистов АНК стороны выступили с диаметрально противоположными заявлениями о произошедшем. Есть три версии инцидента: либо полицейские поступили неправильно, либо активисты повели себя плохо, либо вся эта шумиха представляла собой провокацию, направленную на срыв диалога. На Ваш взгляд, что происходит в поле диалога, и вообще будет ли он продолжен?
— Для того, чтобы понять эти процессы, мы должны признать одну истину: власть и конгресс, разумеется, многослойны, у каждого слоя свои подходы, у каждой личности свои подходы, которые периодически будут проявляться также в виде тех событий, которые произошли недавно. Конкретно в случае с конгрессом возникает вопрос: а кто сказал, что внутри АНК диалог с коалицией нравится всем? Там тоже есть революционная масса, которая призывает: давайте громить, разрушать, заставлять насильно, требовать и т.д. Сейчас, когда руководство конгресса во главе с Левоном Тер-Петросяном пошло по пути диалога, я не уверен, что внутри конгресса этот подход разделяют все. Многие влиятельные члены АНК, которые в 2008-ом занимали высокие позиции в оппозиционном поле, сейчас являются членами отдельной партии или, как минимум, отошли от Тер-Петросяна, поскольку имеют собственные подходы и стиль действий. С другой стороны в конгрессе остаются люди, имеющие собственные подходы и собственное мнение, которое они периодически высказывают, поскольку многие остаются за обозначенными рамками. И по этой причине они периодически пытаются в той или иной форме напомнить о своем существовании.
— Вы сказали, что конгресс и власти неоднородны. Как эта неоднородность проявляется внутри властей?
— Если вы следите за прессой, то, наверное, заметили, что в глобальном плане все приветствуют диалог, но при этом имеют определенные подходы.
— Как Вы думаете, состоится ли очередной раунд диалога или продолжения больше не будет?
— Думаю, встречи будут продолжены, но я еще в начале весны, когда этот процесс только начинался, говорил о том, что не следует спешить, так как есть две причины, которые могут привести к срыву диалога: поспешность, когда хотят всё и сразу, и максимализм требований. Эти две проблемы могут привести к срыву диалога, чего лично мне, скажу откровенно, не хотелось бы.
— То есть требование конгресса о проведении внеочередных выборов Вы считаете поспешностью?
— Не только поспешностью, но и максимализмом, выдвижением необоснованных, непонятных требований. На самом деле я убежден что наряду с требованием досрочных выборов оппозиция идет на очередные выборы. Я считаю это нормальным, даже если они продолжают говорить о внеочередных выборах.
— На митинге 2 августа первый президент РА сказал довольно конкретные вещи, четко обозначив те шаги, в случае осуществления которых необходимости в досрочных выборах или отставке не будет. Не легче ли осуществить эти шаги?
— В целом, если касаться диалога, Тер-Петросян, представив повестку конгресса, сказал, что если у власти есть повестка, то они и ее готовы обсудить. И в упомянутом вами выступлении Левон Тер-Петросян очень конкретно изложил ту повестку, которая, я думаю, созвучна ожиданиям нашего государства и народа. Например, улучшение социального положения, устранение коррупции, оздоровление экономики, прекращение эмиграции, раскрытие убийств 1 марта, обеспечение независимости судов и т.д. Мы, конечно, готовы обсудить эти вопросы, но когда по предложению того же конгресса рабочие группы начали обсуждать вопрос о досрочных выборах, который, ведет в никуда, мне это уже непонятно. Я полностью разделяю разочарование Тер-Петросяна повесткой, когда он говорит, что власти, «к сожалению», не прислушались к вопросу формирования нормальной повестки.
— Вы хотите сказать, что меньше всех проведения досрочных выборов хочет Тер-Петросян?
— Я бы так не формулировал. На мой взгляд, он очень хорошо знает, что проблемы решают не регулярно проводимые выборы. Если бы досрочные выборы решали стоящие перед нашим народом проблемы, то мы могли бы проводить их каждые шесть месяцев. Есть проблемы, которые должны быть решены, и для их решения предлагает (Тер-Петросян. – ред.) сотрудничество властей и оппозиции.
— А почему власть сама не решает эти проблемы?
— Честно говоря, сформированная повестка меня тоже возмущает. К сожалению, повестка не была сформирована так, чтобы служить решению проблем, стоящих перед нашим народом, перед государством. Эта повестка идет по пути, который ведет в никуда.
— То есть никаких ожиданий от этого диалога у Вас нет?
— Если они будут обсуждать другую повестку, ту, которую предложил Тер-Петросян, то это, я думаю, будет намного полезнее для нашего народа.
— А является ли эта повестка также повесткой Сержа Саргсяна?
— Этой повесткой являются стоящие перед нашим народом проблемы, то, что предлагает Левон Тер-Петросян. Вчера и сегодня об этом говорят и на самых высоких уровнях власти. Мы знаем, что эти проблемы существуют и их надо решать, и если лидер оппозиции предлагает объединить силы на пути решения этих проблем, то правильнее будет решать эти проблемы именно таким образом.