Лента новостей
Новости дня

Хочу верить, что диалог положит начало культуре цивилизованных переговоров

26 августа,2011 00:00

\"\" говорит имеющий, тем не менее, оговорки в отношении этого процесса член правления Армянского общенационального движения Ованнес Игитян  

 — Интересно узнать, что Вы как член правления АОД, работающий в основном за границей и лишь время от времени приезжающий в Армению, почувствовали, когда, приехав в очередной раз на родину, узнали, что часть Ваших друзей оказалась в другой структуре. Причем это те люди, которые в самые трудные для АОД времена остались в партии, а после 2008 г. оказались в тюрьмах, но сейчас их подозревают в сделке с властью?  
 — Во-первых, я считаю абсурдом то, что прошедшие политический путь люди могут быть в оппозиции друг другу. Оппозиции по отношению к оппозиции не бывает. Во-вторых, кто-нибудь наверняка рассказал, из-за чего несколько человек вышли из партии.   
 — Сказали, что вышли лишь некоторые члены территориальной организации АОД столичного района Кентрон, но вступили многие. 
 — Мне кажется, это дипломатичный ответ. И поскольку я не дипломат, то могу откровенно высказать свое, Ованнеса Игитяна, мнение. Я с болью воспринимаю случившееся  и пытаюсь найти свое объяснение, поскольку не нахожу оправдания этому явлению. Объективное оправдание состоит, наверное, в том, что когда отсутствуют глобальное политическое поле и деятельность, в людях накапливается протест, который они направляют друг против друга. И начинают искать друг в друге врага, видят опасность и, почему нет, обуславливают некоторые неудачи тем, что кто-то в команде допустил ошибку. Но я доверяю обеим командам, и обе команды считаю оппозицией. Некоторые говорят: откуда вы знаете, как завтра поступит эта сила. Людей, которые вышли из АОД и создали новую партию, я знаю, и не могу припомнить какую-либо ситуацию, которую мы бы не пережили вместе. Я убежден, что они будут бороться за демократические и либеральные принципы в Армении, за то, что мы считаем европейскими ценностями. 
 — Ваши коллеги, оказавшиеся в партии «Свободные либералы», недовольны тем, что АОД утратило свою самостоятельность, превратившись в руководимую АНК структуру. Как Вы относитесь к доводу о том, что АОД потеряло свое лицо? 
 — Начну с объективной причины. На президентских выборах силы должны были объединиться для оказания содействия Левону Тер-Петросяну. И если бы выборы прошли нормально, то каждая партия вернулась бы на свое место  и занялась бы своей соответствующей деятельностью. Но поскольку допущенные на выборах беззакония и произошедшие затем процессы усугубили имевшиеся противоречия и конфликт, то эти политические силы остались вместе – как из соображений безопасности, так и для ведения совместной борьбы. В этом блоке любая партия должна была в большей или меньшей степени утратить свою самостоятельность. Так и случилось. Конечно, это нанесло бы ущерб любой партии, в том числе АОД, которая, я думаю, растворилась в других партиях. Когда долгое время ведешь борьбу за что-то и не добиваешься успеха, то нормальный человек в первую очередь начинает искать причину в себе. И в том числе по этой причине вы можете услышать определенное недовольство.   
 — Недовольство касается также начавшегося диалога. На заявление Левона Тер-Петросяна о том, что благодаря диалогу между АНК и властью «на международной арене несравнимо вырос авторитет Армении как цивилизованной страны», последовало замечание: фактически «мы три года вели борьбу за то, чтобы на международной арене безгранично вырос авторитет бандократии, и она предстала в качестве цивилизованного государства».  
 — Благодаря этому диалогу авторитет Армении за рубежом действительно очень вырос. В Европе я заметил эту атмосферу – отношение к Армении изменилось, то есть мы уже не считаемся неисправимой страной. Сегодня Армения своим авторитетом и стандартами выше, чем Грузия, в которой не ведется диалог между властью и оппозицией. У нас была ситуация, когда Армения считалась прекрасной демократической страной. Это было после президентских выборов 1998 г., когда все оппозиционные силы приветствовали кандидата власти, а в дальнейшем объединились в той или иной форме. Вспомните, что самые негативные явления произошли в Армении именно тогда. Но тот инструмент, который мог помочь извне утверждению демократии, не использовался, Арменией не занимались. 
 — Меньше недели осталось до сентября, то есть до намеченного АНК срока, который был дан властям на то, чтобы сориентироваться в вопросе внеочередных выборов. В противном случае, как было обещано, в повестке останется только один вопрос – отставки Сержа Саргсяна и коалиции. Как Вы думаете, удастся ли АНК в случае срыва диалога осуществить эту цель, если учесть предыдущие заявления о том, что они оградят страну от потрясений «исключительно из соображений того, чтобы не усиливать угрозу возобновления войны со стороны Азербайджана»?  
 — Цель, путь и идеология не изменились. А диалог люди считают средством, который надо попробовать. Независимо от того, приведет этот диалог к какому-либо решению или нет, борьба будет продолжаться. И вообще, мы должны понять, что оппозиции идти на диалог было труднее, чем властям. В конце концов, вся силовая машина на протяжении трех лет постоянно работала против этих людей. Но пройдя через эти оскорбления и, возможно, потеряв голоса, оппозиция, тем не менее, пошла на этот шаг. И хотя с этой точки зрения оппозиции было труднее, однако диалог и его успешный исход нужны больше властям. Несмотря на то, что такой исход кажется мне фанастическим, я хочу верить, что в конечном счете этим будет положено начало культуре ведения цивилизованного политического диалога.  

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать