Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

В армии должна быть устранена безнаказанность

18 октября,2011 00:00

Это в первую очередь означает дать справедливую правовую оценку случаям смерти военнослужащих в предыдущие годы, считает Омбудсмен РА

В минувшую субботу, за несколько минут до того, как родственники погибших в мирных условиях в армии военнослужащих, представители гражданского общества и правозащитники, собравшись напротив резиденции президента РА,  начали очередную акцию протеста с требованием раскрыть эти убийства и наказать виновных, «Аравот» встретился с Защитником прав человека РА Кареном Андреасяном. В ходе беседы Омбудсмен, касаясь осуществления возможных мероприятий с целью предотвращения происходящих в армии трагедий, сказал, что с этой целью необходимо параллельно осуществить кракраткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. «Долгосрочными являются те шаги, которые должны были быть сделаны 5-10 лет назад, но не были сделаны, и поэтому в течение недели мы имеем три случая гибели солдат»,- сказал Защитник. По его словам, целью и темой состоявшегося недавно разговора между ним, министром обороны и военным прокурором стало исключение атмосферы безнаказанности в армии, то есть формирование уставных отношений, представление доклада о малейшем нарушении и адекватная правовая реакция на эти случаи. Это долгосрочная программа. «Сейчас мы пытаемся обеспечить соответствующее правовое поле – ужесточить закон и сделать его более конкретным, не оставлять лазеек для злоупотреблений. В этом состояла цель нашей встречи. Есть также среднесрочная программа, которую мы пытаемся реализовать: заново расследовать забытые многими убийства 8-ми солдат, чьи родители каждый день со слезами на глазах просят справедливости. Я уже составил справки, и вместе с родителями погибших военнослужащих мы обратимся в Национальное Собрание, чтобы депутаты в свою очередь предприняли определенные действия в направлении полноценного раскрытия этих случаев. И, наконец, краткосрочная пограмма, которая должна осуществляться параллельно и которая касается дел убитых недавно солдат».
Защитник прав человека подчеркнул, что со стороны государственного органа должна прозвучать взвешенная и юридически правильная оценка. «В то же время общество не должно ослаблять внимание, чтобы по этим делам не проводились расследования, которые в свое время из-за небрежности, коррумпированности, наглости того или иного чиновника или эксперта были проведены небрежно и неполно. И сегодня, когда родители погибших ранее солдат, продолжают испытывать боль, происходят новые случаи, поскольку эта “невылеченная” боль приводит к новым убийствам. В ходе расследования необходимо добиться установления истины и утверждения правосудия. Это приведет к тому, что виновные будут наказаны, чего ожидают все. То есть работы начались в трех направлениях: внесение законодательных изменений, раскрытие уже совершенных убийств и осуществление серьезного общественного контроля за расследованием новых убийств»,- сказал Омбудсмен. Мы заметили, что в нашей стране звучат утверждения о том, что для применения даже самого хорошего закона нужны политическая воля и желание высшей власти. «Не кажется ли Вам, что и в рамках действующих законов можно пресечь трагедии в армии, добившись как минимум наказания, которое сегодня отсутствует, и покончив с протекционизмом?»,-  поинтересовались мы у Карена Андреасяна. «Блестящим примером ваших слов является закон о клевете и оскорблении. У нас есть хороший закон и его плохое применение. Подтверждением сказанного вами является также проблема наказания, поскольку мы имеем действующий закон, возможно, ненадлежащее применение, но также законодательный пробел. В сфере военной дисциплины, наказания, уголовного законодательства нам еще многое предстоит сделать. Что касается применения закона, то я не согласен с тем, что для этого нужна политическая воля, которая отсутствует. Я считаю, что воля есть, во всяком случае у нынешнего руководства армии. Другое дело, что система такова, что не обеспечивает исключение даже одной пощечины, потому что эта одна пощечина, одно унижение потом приводят к смерти. Я также понимаю чиновников, которые говорят, что предотвращение одной пощечины зависит не только от них. Здесь и сериалы, и общество, и семья, и родители, и законы, и плохое применение закона. Но то, что в армии есть коррупция, что командиры различных эшелонов в определенной степени чувствуют себя безанаказанными, это очевидно. Над утверждением дисциплины нужно работать уже сегодня, независимо от предлагаемых законодательных инициатив. Работа должна вестись во всех направлениях. В противном случае предотвратить эти убийства не удастся».
Вчера стало известно, что Защитник прав человека РА Карен Андреасян сдержал свое обещание и направил нескольким депутатам НС справки, составленные и подписанные вместе с родителями погибших в разные годы военнослужащих, предложив дать им правовой ход. Эти справки включают в себя официальную версию гибели военнослужащего, версию родителей, нынешний этап расследования дела, представленные родителями нарушения в ходе следствия, а также предложения Омбудсмена по дальнейшим правовым действиям. В справках, в частности, говорится: «На голове Араика Аветисяна, помимо огнестрельных ран, имелись и другие повреждения, причины которых осуществлявший производство орган не выяснил. По делу смерти Гегама Сергояна следователь направил эксперту три рентген-снимка, на которые не обратили внимания ни в судебно-медицинском научно-практическом центре, ни в ходе предварительное следствия. На месте смерти Нарека Галстяна был уничтожен ряд вещественных доказательств. Тело Тиграна Амбарцумяна находилось на видимом расстоянии, однако офицерский состав воинской части обнаружил тело лишь через день после произошедшего. В своем объяснении по делу смерти Андраника Саркисяна начальник медслужбы написал, что он поставил неправильный диагноз, между тем орган предварительного следствия не коснулся этого вопроса. В своем решении следователь констатировал, что убитый Арман Акопян также был избит, однако никакие шаги по привлечению в качестве виновных участвовавших в избиении военнослужащих не были предприняты. На веревке, на которой повесился Валерик Мурадян, имелись следы крови, однако веревка не была направлена на экспертизу для установления группы крови. Судя по снимкам убитого Тиграна Оганджяна, у него в области глаза, подбородка и головы имелись травмы, а на ладони – гематомы, однако судмедэксперт не зафиксировал эти повреждения». 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать