Все в ожидании новых внутрикоалиционных процессов
Политические силы Армении стоят перед очередным выбором: идти вправо или влево, остаться в центре или переместиться? Эти вопросы возникают перед каждыми выборами и получают окончательное решение на пороге выборов. Но времени до этого еще достаточно, а ситуация в политическом поле не так уж сложна: есть правящая коалиция с тремя известными партиями, есть Армянский национальный конгресс с несколькими входящими в его состав силами, есть партии Дашанакцутюн и «Наследие», которые будут использованы так, как потребуется. Очевидно, что ни одна политическая сила не открывает для себя новую звезду. Независимо от своих идейных взглядов, политические силы должны пойти или вправо, где «наши», или влево, где тоже «наши». Ну а вопрос тех, кто останется в центре, яснее ясного. Нет сомнений в том, что на пороге выборов перерасклад сил в политическом поле станет неизбежным. Не исключено, что до параментских выборов будут созданы еще один или два новых блока, которые в прямой или косвенной форме попытаются получить голоса той оппозиционной массы, которая не поддерживает ни АНК, ни Дашнакцутюн, ни «Наследие». Будут созданы также блоки и объединения, поддерживающие Республиканскую партию, как это было перед всеми выборами. По сути, перерасклад сил в политическом поле не будет неожиданным. Например, ни для кого не секрет, что Национально-демократический союз плюс Аршак Садоян, Шаварш Кочарян, Хосров Арутюнян, Арташес Мамиконович, а также многочисленные общественные организации, «соколы» и «орлы» окажут содйствие и обеспечат голоса для РПА. А это уже серьезная цифра. И какой бы оппозиционной ни была оппозиционная масса, есть более многочисленные силы, которые встанут рядом с властью.
На минувшей неделе напряженность в правящей коалиции действительно стала ощутимой. На заседании высшего органа Респубилканской партии обсуждались внутриполитические вопросы, в том числе нынешние и будущие отншения РПА с партией «Процветающая Армения». За этим последовали всевозможные прогнозы и предсказания о том, что Республиканская партия потребовала от ППА сориентироваться, пригрозив, что в противном случае сама «сориентирует». Эти сведения представители и РПА, и ППА дружно отрицают. Но одно очевидно: «Процветающая Армения» не оторванная от земли сила, в ней состоят конкретные люди со своим конкретным бизнесом и связями, и эти люди даже в самом страшном сне не хотят увидеть, что Гагик Царукян преврщает ППА в оппозиционную партию. Армянские предприниматели (за одним исключением) обычно «не видят себя в оппозиционном поле». Такое уже было – вспомним произошедшее с партией «Оринац еркир». Следовательно мнение о том, что ППА станет оппозицией, не очень серьезно, поскольку ни одна сила, почувствовавшая «вкус» власти, не имеет достаточно воли к тому, чтобы стать реальной оппозицией. Надо ли вспомнить о Дашнакцутюн, которая как бы ни выступала в качестве оппозиционной силы, все равно чувствуется, что это «не то». Бесспорно, что между РПА и ППА может пробежать «черная кошка». Причины в предыдущем, втором, президенте Роберте Кочаряне, и если он действительно хочет вернуться, значит ППА должна его поддежать. В обратное никто не верит, хотя не исключено, что предприниматель Гагик Царукян, который, пожалуй, давно «оторвался» о второго президента, примет самостоятельное решение: остаться вместе со своим коалиционным партнером и делом доказать свои слова, соответствующие логике подписанного им же меморандума.
А если ППА не сделает этого, то для Республиканской партии будет крайне важно как можно скорее отобрать у «Процветающей Армении» властные рычаги – четыре министерских портфеля, бесчисленные другие государственные посты и привилегии. И чем раньше РПА это сделает, тем больше выиграет. И если РПА не ударит кулаком по столу и не скажет «свое мукжское слово», то первая «битва» произойдет в первые же дни ноября, когда правительство Тиграна Саркисяна представит на обсуждение постоянных комиссий парламента проект госбюджета следующего года. По логике, все члены коалиции обязаны поддержать этот бюджет, поскольку каждый в определенной мере (конкретно ППА – примерно на 35 процентов) несет ответственность за Основной финансовый документ. Представляете, что получится, если одна из входящих во власть сил начнет выступать с оппозиционными речами о проекте гсбюджета и вдруг решит проглосовать против его принятия. В этом случае от РПА потребуются большие усилия для спасения бюджета и обеспечения голосов в его поддержку. С другой стороны, если до этого ППА будет объявлена вне коалиции, то все пройдет более гладко, поскольку РПА и без ППА является самодостаточной силой.