На вопросы “Аравота” отвечал руководитель фракции АРФД Ваган Ованнисян.
— Власти очень неожиданные шаги предпринимают, в частности, в течение последней недели. По Вашему мнению, почему делаются эти сенсационные шаги?
— Готовятся к выборам.
— Пускай готовятся, но зачем сопровождать это отставками, увольнениями?
— Разные партии готовятся к выборам по-разному. Есть люди, которые усиливают пропаганду, некоторые люди накапливают деньги, чтоб потом раздавать или во дворах делать асфальт. Но есть также организации, которые из-за допущенных когда-то стратегических ошибок, вынуждены постоянно вносить изменения в свою команду. О каких организациях я говорю? Это те, которых я когда-то предупреждал, что ошибочно думать, будто всецело в себе концентрируя бюрократический аппарат, ты становишься хозяином этого аппарата. Это мираж, потому что при употреблении подобных механизмов происходит обратное – бюрократический аппарат овладевает данной партией, и этот аппарат начинает работать совершенно по другим принципам, нежели классическая нормальная партия. Там решаются административные задачи, а не идейные задачи или задачи политической борьбы. И когда приближается время выборов, подобные “административные” партии, которые всегда независимо от их названия, находятся у власти, начинают пересматривать и проводить перемены административного характера. Естественно, это не означает, что не происходит аккумуляция денежных средств и пропаганда, но очищение команды для подобных партий важнее.
— Все же согласны ли Вы, что все эти шаги, вплоть до увольнения родного зятя с работы, похожи, как говорится в шахматном языке, белые начинают и выигрывают.
— То, что начинают, то это да, а по поводу “выигрывают” еще посмотрим. А что касается увольнения с работы родственников, возможно, их посылают “в командировку”, предположим, проводить контролирующие и организационные работы.
— Вы в этом видите что-то предосудительное?
— Я не считаю правильным брать на работу близких родственников, но уж если это произошло, естественно, командировать их с целью контроля и урегулирования – тут уже все ясно.
— Вам не кажется, что мало какой деятель перед выборами пошел бы на такие перемены. Ведь есть пословица: “коней на переправе не меняют”, но Президент достаточно смело пошел на это.
— Я думаю, от лишних коней вообще избавляются, потому что, во-первых, они кушают больше овса, во-вторых, раньше например было такое понятие “цуг”, в переводе с немецкого означает вереница вагонов, и когда русская или немецкая аристократия запрягала 20-30 лошадей, чтоб они везли экипаж, это очень впечатляющее зрелище, особенно в мирное время. Подобными цугами проходить большие территории достаточно сложно было, так как трудно было всех лошадей обучить одновременно и одинаково двигать ногами. Поэтому на переправе оставляли лишь тех лошадей, которых уже так выдрессировали, что случайно ошибиться или испугаться они не могли.
— С цугом или без, но Вы согласны, что этими действиями оппозиция нейтрализовалась, и находящиеся на площади и вне ее, казалось бы стали второстепенными? Мы видим, что оппозиции как бы и нет, и повестку дня формирует власть.
— Естественно, власти составляют повестку обсуждений, но это и есть возможно одна из главных целей. Эту тактику мы замечаем у крайней оппозиции и у властей. Крайняя оппозиция, оставив в стороне важнейшую повестку, занимается какими-то людьми, которые якобы политзаключенные или же распространяют совершенно дезориентирующие и ослабляющие лозунги, например о внеочередных выборах, незамедлительных отставках и о другом. Столько людей были отправлены в отставку. Что изменилось? Ничего! Предположим, что это было сделано по их просьбе, но что-нибудь изменилось? Ничего! Туже тактику применяет власть. Важная повестка: перед обществом стоит основная повестка, с помощью мирных цивилизованных выборов попрощаться с властью, но она вероломно меняется. Меняются мэры, начальники полиции, создаются штабы во главе с председателем НС, и не понятно почему, кто-то должен по этой причине идти в отставку. А именно, общество занимают проблемами, которые в нормальной стране их не должны интересовать.