По оценке представителя АРФД Гранта Маргаряна за последние три года слова и дела властей не совпадали. А у партии Дашнакцутюн подобной проблемы нет.
— Господин Маргарян, до парламентских выборов осталось несколько месяцев. РПА уже формирует свой предвыборный штаб, партия “Оринац Еркир” открывает офисы, партия “Процветающая Армения” испытывает свою предстоящую стратегию по законам о местном самоуправлении. Как готовится Дашнакцутюн?
— Каждая политическая сила имеет свой стиль подготовки. Весь вопрос в том, что ты ожидаешь от этих выборов и как собираешься набрать голоса. Наша организация уже настолько состоявшаяся, что нет необходимости что-то перестраивать, открывать офисы и т.д. Достаточно просто начать предварительные работы, и мы практически их уже начали. Работа партии Дашнакцутюн немного отличается в том смысле, что мы пытаемся получить осознанные голоса народа. У нас нет тех материальных возможностей, если имели бы, то не стали бы, с помощью которых мы бы обеспечивали наши голоса. У нас нет государственных рычагов, нет той свободы, чтобы позволить себе иметь дело с каждым человеком в отдельности. У нас есть принципы, система ценностей, которые неизменны и согласно которым мы должны работать.
— Но каждые выборы проходят в политической атмосфере, несколько отличающейся от предыдущих выборов и, исходя из этого, диктуют новую тактику. Например, в связи с предстоящими выборами власти объявили, что они будут беспрецедентными по прозрачности и революционными по качеству. Партия Дашнакцутюн готова к качественно новым выборам и насколько это возможно в настоящее время?
— Хочется верить, что это будет так. Но опыт показывает, что слова и дела этих властей не совпадают. Могу указать многочисленные выступления президента, в которых он дал надежду на то, что в этой стране что-то поменяется или красивые слова премьера, из которых ни одно не стало действительностью. Поэтому я не ожидаю больших перемен. Однако повторяю, хотелось бы, чтобы это было, чтобы власти проявили волю и провели качественно новые выборы. А партия Дашнакцутюн идет на выборы со своей социально-экономической платформой, чем мы и отличаемся от всех остальных партий, которые почти все безоговорочно верят в свободные рыночные отношения, либерализм и т.д. Мы имеем социалистическую программу и в этом плане являемся альтернативой всем. Другой вопрос, что народ сейчас в таком тяжелом положении, что вообще не хочет верить словам. И, очевидно, нашим словам тоже.
— Кстати, в связи с верой к словам такое напоминание. Депутат от фракции Дашнакцутюн Арцвик Минасян, который накануне заявил, что проект бюджета 2012г провалился, и единственный выход для правительства – уйти в отставку, еще в мае месяце от имени своей партии публично обещал, что как только начнется осенняя сессия, Дашнакцутюн в НС поднимет вопрос о недоверии к правительству. Два месяца назад Вы подтвердили это, однако, мы видим, что Дашнакцутюн довольствуется только критикой. Следовательно, слова и дела Вашей партии не всегда совпадают.
— Нет, это произойдет, это диктует парламентская деятельность. Это заявление мы сделали не просто так, вопрос стоит в повестке дня, так сказать, на очереди.
— Не кажется Вам, что очередь проходит и больше времени нет?
— Когда бы ни сказали, нет вреда, только выгода.
— Смотря чья выгода?
— Естественно народа. У нас нет проблемы в соответствии между словом и делом. За прошедшие 20 лет мы проявляли должное внимание к карабахскому вопросу, придавали важное значение национальным проблемам. И всегда проявляли принципиальность во всех вопросах. Мы в социальном плане отличаемся от других. И в правительстве и вне его, пытаемся устраивать социальные вопросы и у нас об этом есть конкретные факты. Конечно, есть факты, что не удавалось, но это по той причине, что наши голоса были недостаточны.
— Вам не кажется, что бизнес-деятельность некоторых высокопоставленных чиновников из вашей партии бросает тень на имидж партии, как борца за социальную справедливость?
— Во-первых, дашнаки, как и обычные люди имеют право заниматься бизнесом. Но у нас не существует крупного бросающегося в глаза, олигархического бизнеса.
— Хотите сказать, что в Армении нет дашнаков-олигархов?
— К сожалению, нет. К сожалению потому, что если человек может в бизнесе иметь успех и разбогатеть, это неплохо. Задача в том, о каком размере богатства мы говорим. Что касается конкретно бизнес-деятельности членов партии Дашнакцутюн, то я думаю, что этим вопросом часто спекулируют из-за нашей скромности, мы публично не отвечаем на все это.
— Господин Маргарян, Вы несколько месяцев назад предположили, что Роберт Кочарян вернется в политику после парламентских выборов 2012г. Возможно ли создание предвыборной коалиции с другими, например, прокочаряновскими политическими силами?
— Дашнакцутюн самостоятельная партия и не может быть придатком какой-то силы, тем более личности. Если кто-то так думает, означает, не хорошо знает Дашнакцутюн. Конечно, коалиции не исключены, но есть два вопроса, ответы на которые для нас должны быть с самого начала ясными. Во-первых, какова цель коалиции? Если цель получить много голосов, то это не может быть для нас причиной создания коалиции с другой политической силой. Наша коалиция должна быть создана для осуществления четко поставленной цели.
— А может быть такой целью именно возвращение к власти Роберта Кочаряна?
— Это не может быть для нас целью. И отмечу второй вопрос. Как мы будем осуществлять наше общее целенаправленное единство? Только в случае внесения ясности в эти вопросы мы можем сотрудничать с любой силой.
— С любой? И с АНК тоже?
— Думаю, с АНК не может быть этой общности.
— Господин Маргарян, Роберт Кочарян во время последнего интервью отметил три условия, которые необходимы для его возвращения в политику. Одно из этих условий относится к его политической востребованности. По Вашей оценке, сейчас имеется политическая востребованность в возвращении Кочаряна?
— Думаю, этот вопрос Вы должны задать ему. Неправильно, чтобы мы отвечали на этот вопрос.
— Тем не менее, будучи бывшей политической опорой Роберта Кочаряна, Дашнакцутюн сегодня чувствует такую потребность?
— Думаю, что сегодня имеет место политическая потребность прихода к власти партии Дашнакцутюн.
Аревик Саакян