Почему сторонники власти становятся оппозицией? На это есть множество причин. На Западе все проще: власти проигрывают в выборах и продолжают работать в оппозиционном поле, пытаясь на следующих выборах взять “реванш” (никакого отрицательного оттенка в этом слове нет). Однако, в России и Армении власти никогда “не проигрывают”, всегда воспроизводятся, соответственно, вышеупомянутый механизм не действует. Следовательно, есть и другие причины перехода на сторону оппозиции. Изредка они бывают вполне искренними. Наступает момент, когда человек прозревает и перестает видеть пороки той власти, частью которой он вчера являлся. Например, представитель власти ставит требование: “Это моя территория и назначать начальника полиции (или прокурора) буду я”. Знаете нет, почему он ставит подобное требование? Потому что этот начальник полиции или прокурор будут “протежировать” его бизнес. И если этот человек получает отказ, то становится ярым оппозиционером и неутомимым противником клептократического режима. Все эти “переходные” явления объединяет одно обстоятельство: люди, будучи в самой власти, не замечают те недостатки, которые становятся очевидными после того, как они лишаются этой власти. Здесь действует следующая логика: “Когда был я у власти, все было идеально, стоило мне уйти, как все испортилось”. На эту тему есть даже старый советский анекдот: “Кочиняна освобождают с должности первого секретаря ЦК, на следующий день он идет в магазин покупать колбасу. Видит километровую очередь. “Ну, теперь будете знать цену Антону Ервандычу”,- сказал бывший руководитель. Это означает, что человек психологически не был готов принять тот факт, что при нем ситуация была такой же, как и сейчас.
Вспомнился этот анекдот в связи с недавними выборами в России. Предположим, что два месяца тому назад конфликта между Алексеем Кудриным и Медведевым не было. Неужели он в этом случае заметил бы несправедливости, происшедшие во время выборов? Конечно же, нет. А нельзя ли сказать то же самое о Михаиле Касьянове или Борисе Немцове? Если бы они были на должностях премьер-министра и вице-премьера, смущали бы их фальсификации в выборах столь же, как сейчас? Естественно, нет, поскольку во время их власти организовывались выборы такого же качества.
То же самое происходит и у нас. Уверен, что после майских парламентских выборов Тигран Торосян очень грамотно представит, каким образом весь избирательный процесс был сфальсифицирован. Но для большей убедительности ему необходимо провести параллель между выборами нынешними и выборами 2007г. Госдеятели, которые уже не у власти, обычно эти параллели не проводят.
Читайте также
Арам Абраамян