Патриарх Московский и всея Руси в субботу в интервью для телеканала “Россия” сообщил, что если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак, признак неспособности власти к самонастройке. По словам Патриарха, власть должна уметь перестраиваться, в том числе воспринимая сигналы извне, и корректировать курс. “Если что-то происходит, общество имеет право выразить свое недовольство” — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. В то же время патриарх отметил, что церковь не должна вставать на ту или иную сторону.
Естественно, встает вопрос, почему ни один духовный Предстоятель Армянской Апостольской Церкви за последние 20 лет не сказал подобных слов?
Ведь никто не может утверждать, что наши власти или наш политический курс не нуждались и не нуждаются в корректировании, изменении. Чего-то боятся? Но чего? Сейчас ведь не 30-ые годы, чтобы духовенство подвергалось гонениям. Сейчас даже не 70-ые, когда нелояльное отношение к властям могло понести за собой нежелательные последствия для духовных предстоятелей. Кто бы что ни говорил, времена поменялись. Никто не сумеет меня убедить в том, что если бы нынешний католикос (естественно, не политизируя ситуацию) в марте 2008г заявил, что убийство 10 людей неприемлемо или же, что лишать людей свободы из-за их политических взглядов неверно, то его “сняли бы с должности”. Более того, глава Ширакской епархии епископ Микаел Аджапаян, не выходя за “правомочия” духовного лица, свободно говорит о волнующих общественность проблемах, и никто его не расстригает. Соответственно, вопрос не в страхе перед наказанием и не в советском воспитании. Не имевший подобного воспитания (между прочим, значительно превосходящий и по интеллекту, и по образованию Гарегина II ) прежний католикос также придерживался приспособленчества и “номенклатурной” позиции. В противовес ему, католикос Великого Дома Киликийского Арам I недавно высказался именно в связи с теми очевидными пороками армянской действительности, которые, уверен, должен озвучить также Святейший Гарегин.
Я, действительно, не могу понять, почему дела обстоят таким образом. Не исключено, что католикоса с нынешними властями связывает бизнес. Возможно и то, что наш католикос проявляет полное равнодушие к вопросам, волнующим наше общество. Или, возможно, он крайне занят строительством своей ереванской резиденции; вот как только у него в столице появится место, где он будет “делать перерыв”, тогда он и скажет свое мужское слово.
Читайте также
Арам Абраамян