Принятие Сенатом Франции закона о криминализации отрицания геноцидов важно не только тем, что послужит стимулом для признания и осуждения Геноцида армян в мире, но и с точки зрения противостояния государственной политике турецкой ксенофобии, отрицания и искажения исторических фактов. Это также поднимает моральную компенсацию с декларативного на новый уровень приведения в действие предупредительных механизмов.
Было важно то, что Геноцид армян поставили на одну плоскость с Холокостом и геноцидом в Руанде. Это был тот случай, когда фактор исключительности действовал не в пользу, а во вред, а вопрос, перенеся с “собственно армянской” на общечеловеческую плоскость и унифицируя с другими, уже всеми признанными геноцидами, для остальных стран существенно усиливаются обоснования и аргументирования необходимости признания геноцида.
Это была победа триединства Франция-Армения-Диаспора. Многовековые дружественные отношения Франции с Арменией и армянским народом ничем не уступают стратегическим, они не протокольные, а продуктивные на деле. Принятие законопроекта об отрицании Геноцида, направленное на восстановление исторической справедливости и выплату компенсации является логическим результатом совмещения усилий Армения-Диаспора. Хотя некоторые спекулируют “важнейшим” из мотивов, а некоторые силы пытаются присвоить эту удачу, очевидно, что принятие законопроекта является результатом своевременной мобилизации всех усилий заинтересованных сил и взаимодополнения друг друга.
Читайте также
Связывать принятие законопроекта со стремлением привлечь голоса армянского электората является нелепостью в стране, в которой тюркоязычный электорат гораздо больше, а армянские организации и знаменитые деятели плюралистичны в политических взглядах и партийной ориентации.
А тот факт, что принятие законопроекта власти Франции использовали в качестве дополнительного орудия давления на Турцию, вовсе не верны. Хотя Франция и против евроинтеграции Турции, уже существующие препятствия (кипрский вопрос, демократические преобразования) на их пути достаточны. Франция всегда выделялась своей репутацией защитника прав человека и своей смелостью в выборе средств для их защиты. Однако именно администрация Саркози, которая на фоне последних международных развитий, почувствовав беспрецедентную и с каждым днем растущую мощь Франции на международной арене, попыталась во второй раз принять законопроект.
Примечательно также то, что Армения сумела нейтрализовать, я бы сказал, сумела противоположным образом использовать признание Геноцида в процессе армяно-турецкого урегулирования. Казалось бы, что международная общественность, чтобы не навредить армяно-турецким отношениям, должна была поддаться турецким увещеваниям заморозить процесс признания геноцида. Однако получилось так, что шаги, предпринятые международной общественностью, заново подтверждают находящуюся в основе урегулирования ту позицию Армении, что два этих процесса никоим образом не взаимосвязаны и отказ от процесса признания Геноцида не может стать условием реанимации процесса урегулирования армяно-турецких отношений.
Армянская диаспора во Франции, в лице выдающихся деятелей и интеллигентов, вовлеченных в политические, экономические, культурные и другие сферы, на протяжении лет занималась активным лоббингом, во-первых, признания Геноцида, а потом уже принятия законопроекта о криминализации отрицания Геноцида и добилась больших успехов. Тем не менее, в процессе принятия решений есть один момент, когда для принятия решения недостаточны внутренний лоббинг и внутриполитическая обстановка, и важным фактором могут явиться внешние импульсы и сигналы. В октябре прошлого года госвизит президента Франции в Армению, который по праву считается историческим, стал стержневым и определяющим в вопросе возобновления процесса.
Отмечу, что подобный законопроект в последние годы был принят в Швейцарии и Словакии, а это свидетельствует о том, что координация совместных усилий Диаспоры и Армении в направлении новой тактики более чем продуктивно. Более того, Армения, как государство, доказала, что продолжает оставаться борцом за истинные права армянского народа и в последние годы вовсе не ослабила своих усилий в этом направлении. Думаю, в дальнейшем также нужно централизовать силы не только в отношении принятия законопроектов о признании и осуждении, но и в основном вокруг принятия подобных законов, укрощающих безудержную турецкую тактику отрицания.
Эта блестящая победа в очередной раз показала, что связь Диаспора-Армения не односторонняя, и власти Армении решительны в вопросе защиты попранных прав армянского народа, а также в исполнении действенной роли в вопросе восстановления исторической справедливости.
Эдуард Шармазанов
Вице-спикер НС