Причина, по словам председателя партии Арама Карапетяна, не в финансовых и человеческих ресурсах.
– Партия «Новые времена» не примет участия в предстоящих парламентских выборах? Кажется, вы не торопитесь выступить с заявлением.
– Ситуация, начиная с декабря, претерпела такие изменения, что я, как политический деятель и лидер партии, думаю – а стоит ли, вообще, участвовать в этих выборах.
– Что изменилось?
Читайте также
– Выскажу личное мнение, так как пока нет сформировавшегося партийного мнения. Думаю, что ситуация, которая должна была сложиться в Армении накануне выборов, могла бы благоприятствовать ведению идеологической борьбы. Тогда как, как видите, власть ничего менять не хочет. Вообще! Все идет по–старому: участие тех же олигархов, то же политическое имитирование, те же разногласия в коалиции. В действительности ничего нет, то есть, какой–либо новой ситуации, при которой можно идти на выборы – не ради мандата, а чтобы сменить ситуацию – нет. Еще в ноябре–декабре было более оснований считать, что такое возможно. Сейчас – наоборот. Рубен Айрапетян и другие, поначалу не имели таких намерений, а сейчас, такое ощущение, словно их заставляют участвовать в выборах.
Ситуация, которая сейчас сложилась в Армении, не позволит вести идеологическую борьбу и действительно придать парламентским выборам форму системных преобразований, инструмента, этапа.
– А что предлагаете Вы? Разве что–то изменится, если «сидеть сложа руки»?
– Речь не о том, чтобы «сидеть, сложа руки». О власти говорить не желаю, потому что Серж Саргсян снова скажет, что все хорошо, и, удовлетворив внешних игроков, «тихой сапой» доберется до второго срока правления. У оппозиции есть два варианта. Первый заключается в том, что все говорят «примем участие, а там посмотрим, и т.д». Этот путь все хорошо знают. В лучшем случае все заканчивается выборами старейшины Еревана –проходят те, кто проходит, а оппозиция бойкотирует его работу. В данных обстоятельствах оппозиция просто легитимирует власть. Когда потом об этом говоришь – находятся тысячи оправданий.
Сейчас в Армении всем – мне, как аналитику, политологу, не как партийному лидеру, понятно, что власти проведут выборы в той же форме. Яркий пример тому – состоявшиеся в Российской Федерации выборы, которые всегда отражались в Армении, независимо от того, кто и что говорит. В такоой же форме – не грубо, без драк и избиений – договорятся, станут большинством, а участвующая оппозиция будет кричать, говорить, а потом легитимирует власть.
– Вы не сказали о втором варианте.
– Не участвовать в выборах, попытаться найти новые формы борьбы, потому что старые уже не действуют. Ситуация после выборов станет новой. Нужны новые блоки, новая идеология, новая программа. Арам Карапетян может даже по мажоритарной системе, наверное, будет достаточно сил… Но это не форма для осуществления изменений. Между прочим, если не примем участия в выборах, то наш случай станет очень своеобразным примером, потому что мы для этого имеем все – и финансовые ресурсы, и политическую команду, и партийные структуры. Наше решение будет чисто политическим.
– Но и Ваша политическая команда со времени предыдущих выборов поредела. Точно, что не это является причиной неучастия?
– Нет, я не приму участия даже по мажоритарной системе.
– Думаете, что отказ от участия в выборах командой или лично Вас будет иметь какое–то воздействие на политические процессы?
– А нас это не интересует. Нас интересует только следующее: возможно ли будет впоследствии создать такую команду, ситуацию, программу действий и др., что позволит что–то изменить в Армении. А то, взять мандат и сидеть с людьми, большая часть которых голосует вместо других, одна часть вообще не голосует – бранится, другая говорит – уши мытые или нет и т.д. За такой мандат я бороться не стану ни в какой форме.
Давайте еще раз будем честными: если сегодня возможно изменить ситуацию путем выборов, – мы принимаем участие, если не можем поменять, – значит, легитимируем власть. Давайте примем это, осознаем и честно скажем. Разъяснения второстепенные-третьестепенные – эта команда поредела, наша команда увеличилась, у этого голосов стало больше, у того – меньше, это сделали, то сделали… У всех команды поредели – народ выехал из страны, и продолжает выезжать. Ни у кого команда не такая прекрасная, чтобы говорить, что она из себя что-то представляет. Те, кто у власти, хотят оставаться у власти, те, кто не во власти, хотят быть во власти. Это какая команда привела всемирных экономистов или философов, людей, понимающих в законах, чтобы мы сказали – да. Не те ли это парни и девушки из той же Республиканской? Не тот ли это народ из ППА?
– В прошлые годы «Наследие» показало, что и небольшой командой можно чего–то добиться.
– Какой реальный результат зарегистрировали?
– Хотя и правозащитную деятельность, но развернули.
– Для развертывания правозащитной деятельности не надо быть депутатом. Можно стать частью всемирной правозащитной организации. Прекрасная и большая работа. Гуманитарной деятельностью в Армении ситуация не поменяется.
– Самая большая оппозиционная сила – АНК – идет на парламентские выборы с той надеждой, что они будут первым этапом президентских выборов. Вы обвиняете АНК в легитимации Сержа Саргсяна?
– Если завершится так, как завершились выборы старейшин Еревана, а я в этом не сомневаюсь, – то, да, АНК легитимирует власть.
– А что будет делать «Новые Времена»?
– Мы продолжим поиск форм борьбы. И скажу, определенные закладки уже есть.
– Какие?
– Об этом я сейчас говорить не буду, потому что это пока еще в зародышевом состоянии. Но одно обещать могу: если не примем участия в выборах, то сидеть сложа руки не будем. Я доволен тем процессом, который незримо, но четко идет. Происходит очень интересное развитие, отказываются очень интересные люди. Отказался Гарник Маргарян, Вагаршак Арутюнян, Самвел Арутюнян, почти полностью партия «Республика», отказался Паруйр Айрикян… Думаю, увидим еще другие силы и людей. Смотрите, какая большая команда формируется, со сколькими известными деятелями. Может, Смбат Айвазян или Сурен Абрамян не годятся в депутаты, чтобы вместо них в парламент провели зятя кого–то или какого–нибудь непонятного олигарха, который более четырех слов вместе связать не может? У Сержа Саргсяна есть деньги, возможности, пусть приводит, еще и опозорится, а потом схватится за голову.
– А когда станет зримым указанный Вами процесс?
– Думаю, после выборов. Так или иначе, борьба начнется после выборов. Есть прецедент блока «Справедливость»: люди пошли в парламент и – бойкотировали. Я бы не хотел, чтобы оппозиционные силы шли тем же путем. Умный человек по одному и тому же пути дважды не пойдет. Если четко видно, что произойдет, умный человек останавливается на полпути или в его начале и решает что делать. Ясно одно – в такой ситуации, в сегодняшней Армении сменить какого–либо кардинала оппозиция пока еще не может.
Нелли Григорян