Координатор АНК Левон Зурабян о конфиденциальных переговорах АНК-«Наследие»
«Для осуществления требований общественности Армении мы предложили поддержать совместными усилиями 21 кандидата АНК, 7 кандидатов «Наследия», в остальных 13 избирательных округах поддержать кандидатов АРФД или альтернативных кандидатов – по результатам переговоров. Наше предложение было отклонено. Сожалею по этому поводу, потому что думаю, что это, в общем-целом, синдром болезни оппозиции в политическом поле в последний период. Я понимаю, что каждый имеет амбиции, имеет самолюбие, стремление получить возможность служения», – сказал вчера на пресс-конференции Раффи Ованнисян, и в качестве первого шага заявил, что снимает свою кандидатуру в избирательном округе №7.
Напомним, что в этом округе баллотировались кандидат от АНК, главный редактор газеты «Айкакан жаманак» Никол Пашинян, кандидат от РПА, известный предприниматель Самвел Алексанян и первое лицо «Наследия» – Раффи Ованнисян.
На вопрос «Аравот» о том, состоялись ли в оппозиционной среде конфиденциальные переговоры по мажоритарному списку, и почему АНК не пожал протянутую «Наследием» руку, отказавшись от сотрудничества, координатор АНК Левон Зурабян ответил: «Да, сейчас я должен подтвердить, что мы провели конфиденциальные переговоры с «Наследием» по вопросу выдвижения единых кандидатов по мажоритарной системе. Поскольку «Наследие» уже раскрыло некоторые детали, значит, и мы можем говорить, не нарушая договоренность о конфиденциальности. История переговоров такова: несколько недель назад к нам обратилось «Наследие» с предложением начать такой разговор. Наш ответ был положительным. Мы попросили представить нам их карту «претензий», чтобы мы сориентировались и смогли вести разговор вокруг этого. К сожалению, этого не было сделано. Уже в период выдвижений мы обратились к «Наследию», сказав, что считаем целесообразным активизировать этот разговор, и сейчас, до выдвижений, или их завершения, решить, где и кто может быть единым кандидатом. «Наследие» сказало, что готово к переговорам только после выдвижения. Конечно, мы не думаем, что это правильный подход, потому что, тем не менее, намного легче придти к консенсусу, когда люди пока не выдвинуты. Когда они становятся кандидатами, это уже означает, что они включаются в избирательную кампанию, создают свои команды, и отозвать их уже труднее. Более того, со стороны кандидатов это может быть воспринято как политический торг – за их счет. Потому этот подход для нас не был столь приемлем.
Читайте также
— Только по этой причине вы прекратили переговоры?
— Во всяком случае, после состоявшихся выдвижений «Наследие» вновь обратилось к нам, и мы возобновили этот разговор. «Наследие» представило нам следующее предложение: Раффи Ованнисян снимает свою кандидатуру в 7-ом избирательном округе. Взамен в избирательном округе №1 свою кандидатуру снимает Гаяне Арустамян, оставив там в качестве единого кандидата Степана Сафаряна. В избирательном округе №4 снимает кандидатуру Арам Манукян, оставив единого кандидата Заруи Постанджян, в округе №6 – Авет Петросян, оставив единого кандидата Армена Мартиросяна, в избирательном округе №3 – Левон Зурабян, оставив единого кандидата Рубена Акопяна и в 12-ом Тиграна Тер-Петросяна, оставив единого кандидата Анаит Бахшян.
«Наследие» обещало в избирательном округе №20, где у них нет кандидатов, поддержать представленных АНК кандидатов.
Наш ответ был следующим: мы считаем. что проблему следует урегулировать до выдвижений или хотя бы в ходе выдвижений. Мы также сказали, что даже подобное предложение не дает основания начинать переговоры по вопросу единых кандидатов. Третье: тем не менее, мы предлагаем «Наследию», как и другим политическим силам, которые не находятся в лагере власти или не считают себя в лагере власти, сотрудничать в деле проведения свободных, справедливых и законных выборов. Вплоть до создания единого штаба по контролю нарушений на выборах, если это необходимо. И последнее. Мы это заявляли на конфиденциальных переговорах, сейчас заявляем публично: АНК взял на себя одностороннее обязательство проводить контрагитацию только против кандидатов власти, никогда не направлять ее ни против «Наследия», ни против какого-либо другого кандидата не от власти. Таков был ответ АНК и этим завершились переговоры.
-Что вам подсказывают подобное поведение «Наследия» и сделанный вчера Раффи Ованнисяном шаг, — отзыв кандидата из избирательного округа №7?
— Я не желаю как-то оценивать или комментировать. Были переговоры, и их конец был таким. Мы, тем не менее, должны смотреть вперед и думать об основной нашей цели. Это – утверждение в Армении демократии, спасение страны от режима Сержа Саргсяна и политической монополии РПА. Это – цель АНК в избирательной кампании и мы готовы вместе со всеми создать единый фронт против правящего режима.
— Фактически, оппозиционное поле не консолидируется?
— 95 процентов оппозиционного поля уже консолидировалось в АНК. 100-процентная консолидация в природе вообще невозможна. И не стоит из этого делать трагедию. Не надо и тон давать тем утверждениям пропаганды власти, что, якобы, оппозиция обречена, поскольку не может объединиться. Такого нет. Объединение оппозиции на 95 процентов – факт свершившийся. И те предложения, которые мы сделали, и те обязательства, которые взяли мы на себя в одностороннем порядке, по-моему, создают достаточное основание для того, чтобы все те силы, которые желают бороться против правящего режима, делали бы это эффективно.
— Но в случае достижения согласия совместная борьба была бы более эффективной.
— Что мы готовы сделать.
— Как говорится, мосты сожжены?
— Не удалось добиться сотрудничества по вопросу выдвижения единых кандидатов. Но это нельзя считать трагедией или чем-то, наносящим вред программе власти, потому что есть другие грани сотрудничества.
— Какое впечатление на вас оставили списки партий власти?
— Эти списки показывают, что, как мы и знаем, нет никаких оснований для веры этим властям. Они хотели представиться народу с, якобы, новым лицом, что не будет олигархов, коррумпированных лиц. Но в списках представили тот же состав, который на протяжении четырех лет дискредитировал этот режим в глазах народа.
Беседу вела Нелли Григорян