Так получились, что ровно неделю назад я брал интервью сразу у двух представителей партии «Наследие» – Ларисы Алавердян и Заруи Постанджян . Обе они мне нравятся, чисто по-человечески сопереживаю и очень бы хотел, чтобы они стали депутатами. И если вы читаете эти мои заметки в интернете, то, пожалуйста, просмотрите хотя бы 2-3 минутки кадры этих видеозаписей, и вы увидите, что г-жа Лариса Алавердян спокойна, непринужденна, плавно переходит от одной темы к другой, а Заруи, напротив, сильно напряжена, взвешивает каждое свое слово, пытаясь найти наиболее точные и действенные формулировки.
Причина этого различия ясна – бывший Омбудсмен больше не намерен становиться депутатом и поэтому в списке «Наследия» выбрала 41-е место, а вот бывший юрист в списке на 3-ем месте (чего, естественно, она однозначно достойна) и, вполне вероятно, вновь станет депутатом по пропорциональной системе. Различный уровень ответственности предполагает диаметрально различное поведение.
Вообще-то, я разделяю политических деятелей не на провластных и оппозиционных, добрых и злых, и, естественно, не на «криминально-олигархических» и «свято-альтруистических», а на квадратных (поэт Томас Стернз Элиот бы сказал — hollow men) и неквадратных.
Квадратные мыслят готовыми клише, формулировками и их выговаривание считают лучшим вариантом политической и агитационной борьбы. Неквадратные занимаются творчеством каждое мгновение или пытаются создать новые формулировки, которые могут быть и неправильными, но выгодно отличаются от готовых стереотипов. Неквадратные готовы в любой момент отказаться от уже проторенных путей движения и перейти в новую сферу. В качестве примера неквадратного деятеля могу привести Тиграна Торосяна (со всеми его многочисленными грехами), который не желает становиться депутатом не потому, что у него не было возможности тихо-мирно остаться членом Республиканской партии и продолжать пользоваться мандатом, и не от того, что он обиделся или устал, но просто потому, что вместо депутатства он нашел себе более интересное и приятное занятие. Естественно, умный человек должен уметь предчувствовать опасность своего возможного «оквадрачивания».
Читайте также
Когда спрашиваешь у людей, почему они хотят стать депутатом, они обычно дают только квадратные ответы. А неквадратным мог быть, например, такой: «Быть депутатом кайф».
Арам Абрамян