В мире существует практика – государства, правительства, политические силы распространяют часть своих сигналов («мессиджи») посредством официальных сообщений и заявлений, а другую – через специальных людей или организации, которые могут не иметь официального статуса, но их слова будут однозначно восприниматься как точка зрения данной силы. Например, Международная кризисная группа юридически является экспертной организацией, но отчеты группы считаются наиболее открытым и прозрачным отражением мнения Запада, например, в карабахском вопросе. Если вы хотите знать, о чем думают российские власти, следует слушать не Путина или Медведева, а Жириновского, потому что первые двое в силу занимаемых должностей должны выглядеть более солидными и сдержанными, а вот Вольфович может позволить себе распустить язык насколько пожелает и не заботиться о формулировках. Скажем, когда он заявляет, что все крупные бизнесмены жулики и их следует отправить в тюрьму, «переводить» следует так: «Это я, Путин, предупреждаю вас, предпринимателей, что если не будете служить мне, вас отправят в тюрьму».
Аналогично и в Армении. Оппозиция в своих «официальных» проявлениях держится «в рамках», дает корректные политические оценки, но «жар сердца» выплескивает в своих средствах массовой информации, веб-сайтах, социальных сетях и блогах. В этом смысле становится более интересным проявление тех же технологий у правящей партии. Если вы желаете узнать, кого в данный момент Республиканская партия и «Процветающая Армения» считают соперником на предстоящих парламентских выборах, послушайте, о чем говорят Арташес Гегамян и Армен Ашотян с одной стороны, и с другой – Амаяк Оганесян и Ваге Энфиаджян. Действительно ли партнеры по коалиции заявляют о своем несогласии с позицией АНК, «Наследия» или АРФД? Нет, они недовольны друг другом, каждый из них пытается «уколоть» и представить «виновным» другого. Конечно, ситуация может измениться в любой момент, и если они почувствуют серьезную угрозу со стороны оппозиции, то консолидируются и вышеупомянутые деятели с аналогичным рвением начнут «пригвождать к позорному столбу» ту оппозиционную силу, которая по оценкам «верхов» может собрать серьезный электорат. Но таких тенденций пока что не заметно, и правящие партии сосредоточены друг на друге.
Это все нормально, и исполнители ролей однозначно подобраны профессиональные. Вот только кандидатура Армена Ашотяна вызывает некоторые сомнения – для занимающего должность министра, тем более образования, ввязываться в «ближний бой», на мой взгляд, недостойно.
Арам Абрамян
Читайте также