«Наша политическая команда после долгих и жарких дебатов, созвала съезд и заседание правления, на котором большинством голосов приняла решение участвовать в парламентских выборах в данном списке, так как наши партии имеют общие программные положения и близки идеологически». Примерно так объясняют свое появление в списках РПА и «Процветающей Армении» партия «Национальное Единение», Христианско-Демократический Союз, «Конституционное право», Объединенная рабочая партия и Уриханяновские лидеры-прогрессивисты. На самом деле, никаких напряженных и драматических обсуждений не было, потому что, по сути, нет никаких политических команд и программных положений. Есть индивиды, приятные и не очень, эти люди имеют здоровые или нездоровые притязания, рядом с ними могут находиться также и группировки сторонников, а их главное «программное положение» – это стать депутатом, «ухватившись за хвост» большой партии. Это вполне естественное стремление и лидеры перечисленных «партий», скорее всего, станут нормальными депутатами. Просто для этого не надо придумывать легенды о «мучительных решениях» и «общей идеологии» –разве не ясно, что решения принимаются единолично именно со стороны имеющих парламентские амбиции. Кстати, партия «Оринац еркир», которую любят часто «пинать» оппозиционеры, а иногда и власти, во всяком случае доказала, что является отдельной политической командой, и идет на выборы не растворившись в Республиканской партии.
Примерно такая же ситуация и в АНК – в ней нет 17 партий, а есть, с некоторыми оговорками, только три партии – АОД, «Республика», ДПА, а также отдельные личности, которые представляют Либеральую партию, «Демократический путь», «Демократическую Армению», «Свободу», СДПГ и так далее. Они все люди достойные уважения, и было бы очень правильно, если бы они оказались в парламенте, однако зачем нужна вся эта иммитация с объединением политического поля? Все равно никто не поверит, что в указанных «партиях», сложенных вместе, наберется более ста человек. В конце концов, было бы логичнее, чтобы АНК провозгласил себя партией, а предпосылкой для этого является как раз то, что эта политическая сила выступает с программами, охватывающими все сферы (кстати, составленных очень интересно и грамотно), которые были написаны не в «17 партиях», а в центральном офисе АНК.
Если все, включенные в списки этих трех сил – РПА, «Процветающей Армении» и АНК, откажутся от своих амбиций быть лидерами партий, и будут представляться в качестве «эрпэаевцев», «пэпэаевцев» и «аэнкаевцев», политическое поле станет значительно прозрачнее и оптимальнее. Но ожидать от армян, что они откажутся от звания первого лица даже фиктивной структуры, достаточно сложно.
Арам Абрамян