В отличие от представителей политических сил (большинства из них), которые практически не вылезают из своих автомобилей и почти всюду появляются в окружении внушительной толпы телохранителей, я разгуливаю по Еревану в основном пешком, не имею «сторожей», разговариваю с людьми, и они при общении со мной не становятся скованными, потому что знают, что я не из той или иной партии и не пришел их в чем-то убеждать. Именно по этой причине интересно, наверное, узнать, о чем говорят люди на улице. Первый вопрос, который мне задают – «хорошо, и что же будет потом с этим народом (нацией, страной, государством)?». Понятно, вопрос риторический, просто для того, чтобы завести разговор, и на самом деле задающий его не ждет ответа. С другой стороны, знаменательно то, что люди формулируют свой вопрос с точки зрения «конца всего», имея в подсознании несколько тревожное о нем представление.
В основном люди, конечно же, жалуются. Понятное дело, что довольные жизнью, как правило, по улицам пешком не ходят и к журналистам со своими жалобами не обращаются. Но такое недовольство я слышал и в советские времена и, разумеется, еще больше в период нашей независимости. Негодование, гнев, которые обычно выражают мои собеседники, выглядят следующим образом: «Почему этот народ должен жить так плохо, и те в такой роскоши?». Говоря «народ», эти люди имеют в виду именно себя, а под «теми» – раньше понимали секретарей райкомов, прокуроров, заведующих складами, а сейчас олигархов и занимающих высокие должности.
Конечно, коммунисты заявят, что в их времена такого недовольства не было, АОД-овцы скажут, что во время их правления жалоб было меньше. Завтра, если придут другие власти, то же самое скажут республиканцы. Но может стоит подумать, почему, по каким причинам наши граждане сравнивают свою жизнь с той, что имеют владельцы дорогих «джипов» и особняков, жалуясь на жестокую и несправедливую судьбу – почему этого всего нет у них. Основная причина в том, что никто не сомневается – незначительное меньшинство достигло роскоши за счет нищеты подавляющего большинства. Слов нет, эта убежденность имеет свои основания. Но по моим впечатлениям, тратить всю энергию на зависть к богатым и подсчетам их доходов, не так целесообразно. Взамен, часть этой энергии можно направить на «мирные цели», попытавшись заиметь свои собственные, пусть даже гораздо более скромные достижения.
Вот уже 20 лет в основе пропаганды оппозиции лежит это недовольство, а адресат – протестная масса. Но пусть достопочтенные представители правящей или оппозиционных партий не обижаются, должен констатировать – ни один из моих собеседников с какой-
Читайте также
либо политической силой своих надежд не связывает.
Арам Абрамян