Республиканская партия стояла перед следующей дилеммой: включать в игру «олигархов-мажоритарников» или нет. В обоих случаях им было что приобрести и что терять. Преимущество принятого решения заключается в том, что прохождение олигархов в парламент гарантировано, чем они окажут содействие планам родной партии заполучить большинство. А отрицательным для РПА оказывается то, что олигархи превращаются в легкую мишень для оппозиции, и из-за них во время избирательной кампании республиканцы еще не раз оберутся стыда и срама.
Данные предприниматели не являются реальными политиками, не бросаются в глаза своей грамотностью и совершенно не в состоянии заниматься публичной деятельностью. Но эти «маленькие недостатки» окупаются тем, что олигархи, повторяю, не имеют проблем с избранием, и если Республиканская партия предложит вместо них некоего Погоса Петросяна, те же самые бизнесмены во имя неизвестного Погоса работать «с душой» не будут, как это сделали бы для самих себя. Это самый элементарный пример человеческой психологии – своя рубашка ближе к телу.
Перед дилеммой находился также и АНК – сделать адресатом избирательной кампании тоже оппозиционный, но солидный и рассудительный электорат (который является небольшим, но более качественным) или «люмпен-пролетариат», который за 20 лет «мудрой» экономической политики сейчас в Армении составляет подавляющее большинство. Был избран второй, «количественный» вариант. Но и в данном случае оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Сознательных людей, готовых проголосовать за АНК, могут отпугнуть неуместный гвалт и базарный лексикон. С другой стороны, люмпенов хотя и много, но они непостоянны – могут часами жаловаться на власти и собственную жизнь, но в итоге воспользоваться предвыборной взяткой или «благотворительностью» одной из коалиционных партий и проголосовать «нужным образом».
Другой дилеммой АНК, условно говоря, является выбор между романтизмом и прагматизмом. Борьба с «преступным режимом», конечно, сама по себе уже очень романтична, хотя и не оригинальна – вот уже 20 лет как оппозиция только этим и занята. После 1998 года даже сами власти нескольких лет вели борьбу против «прежнего преступного режима», что, конечно, совершеннейший абсурд. Но сейчас АНК ведет борьбу против «режима» строго избирательно, оберегая, предположительно, составную часть этого «режима» – «Процветающую Армению». С надеждой на то, что эта партия начнет вести игру в оппозиционном поле. Другими словами, Роберт Кочарян присоединится к Левону Тер-Петросяну в борьбе против «режима». Вот это стало бы действительно наивысшим проявлением прагматизма, сказал бы даже, триумфа. Но боюсь, что в этом вопросе Конгресс ожидает серьезное разочарование. Остальные партии, по всей видимости, не имеют никаких альтернатив. Они обречены стать частью, соответственно, властей или оппозиции.
Читайте также
Арам Абрамян