Почти все оппозиционные партии во время этой избирательной кампании утверждают, что наш народ подвергается террору. Вчера с такой оценкой вновь выступил лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян, обосновывая, почему мы не должны верить результатам социологических опросов. Если речь идет о собственно социологии, то высококлассные компании во время своих исследований для проверки искренности респондентов задают «контрольные вопросы».
Естественно, можно иметь сомнения относительно качества Гэллапа или ВЦИОМ, можно также предполагать, что эти две социологические организации куплены властями Армении, но приводить их данные в качестве доказательства «атмосферы страха», как мне кажется, не столь обоснованно.
Существует ли в Армении на самом деле атмосфера страха? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо решить, существует ли в нашей стране тоталитарный режим, как это иногда утверждает оппозиция. Если да, то мы живем в условиях такого режима, который установлен в Северной Корее и Туркмении, и несомненно, наши граждане живут в страхе и у нас вообще не существует института выборов. Наши граждане вообще не имеют никакой возможности выражать свое мнение ни в реальном, ни в виртуальном пространстве, и в этом случае, действительно, нет никакого смысла в проведении социологических исследований.
Но по моим впечатлениям, в Армении диктатуры нет, мы – государство, имеющее авторитарную и коррумпированную власть. Скорее всего, как в Латинской Америке или в некоторых странах СНГ. Кроме того, с середины 2011 года (после освобождения политических заключенных и взятого курса на беспрепятственное и свободное проведение собраний) Армения проявляет признаки мягкого авторитаризма. В этих условиях мне трудно себе представить, каким образом терроризируют людей, запугивают их и угрожают. Если староста моего села зайдет ко мне в дом или же к моему соседу и начет призывать проголосовать в пользу какой-либо провластной политической партии, какие же инструменты он использовал для запугивания? В Фейсбуке и на других сайтах я читал крайне оппозиционные высказывания, с которыми выступают преподаватели вузов или чиновники государственных структур. Они открыто называют свои имена-фамилии. Если бы они боялись за свои рабочие места, определенно не проявляли бы себя подобным образом.
Читайте также
Иногда говорится, что большинство наших граждан не верит в конфиденциальность выборов. Будто бы многие люди верят в то, что в кабине для голосования есть некое невидимое всевидящее око, которое фиксирует, как они проголосуют. Мне кажется, что таких людей в Армении на самом деле нет. Но если эти, верящие в сказки люди, тем не менее, составляют в нашей стране качественное большинство, в таком случае проводить в нашей стране выборы и вести разговоры о демократии и легитимности необходимости нет.
Арам Абрамян