
Это чувство красной нитью проходило и по всей жизни Михаила Аркадьевича с самого ее начала. Родился он ровно сто лет назад, аккурат на Старый Новый Год, 13 января, чем, конечно же, несказанно обрадовал отца — Аршака (Аркадия) Тер-Мартиросяна, который также был незаурядной личностью. О подвигах Тирацванц Аршака рассказывают до сих пор. Например, о том, как он «перевоспитал» казахских разбойников. Дело было в смутные времена начала прошлого века, когда царя свергли, а власть большевиков еще не утвердилась. Царивший в стране хаос стал благодатной почвой для расцвета всякого рода криминальных элементов. Банды, грабившие и убивающие людей, появились и в Казахском уезде. Вот их-то и взялся проучить Тирацванц Аршак – вместе с горсткой единомышленников явился прямиком в «гнездо» бандюг – на местный базар, и изрядно помял им бока. А в конце «урока» предупредил, что более не потерпит в родном краю грабежей и разбоев. И представьте, разбойники угомонились. Ну а Аршака Тер-Мартиросяна народ негласно признал судьей Казахского уезда и шел к нему за советом по всем спорным вопросам…
Вот эту решительность, замешанную на юморе, а также острое чуство справедливости и дар «внушения» и унаследовал от отца Михаил. Свою судьбу будущий Учитель выстраивал точно так же решительно, не боясь перемен и крутых виражей. В 1927-ом покинул родное село Ачаджур, что в 17 км от Иджевана, и уехал учиться в Баку. Окончив рабфак с отличием, пару лет преподавал в Карабахе, после чего принялся за покорение новых вершин — уехал прямиком в Москву, где без проблем поступил в Государственный педагогический институт им. Либкнехта. А через семь лет, уже в качестве дипломированного специалиста, стал преподавать математику в таширском селе Шахназар (ныне Мецаван).
С этого намеченного им самим пути, он сошел лишь раз, когда в 41-ом поменял учительскую форму на солдатскую шинель… Впрочем, воспитывать пришлось и на войне, причем старшего по званию. Случилось так, что командир части пригрозил застрелить некоего Еганяна – рядового-армянина, не выполнившего его приказа из-за того, что ни слова не понимал по-русски. Мартиросян вытащил свой пистолет и пообещал пустить его в ход, если командир выстрелит в солдата, не разобравшись в причинах неподчинения. Этот шаг мог стоить учителю жизни, но бросить оказавшегося в беде человека он не мог. К счастью, все обошлось. Командование разобралось в инциденте, и Михаил отделался устным замечанием. Ну а дальше были ожесточенные бои на разных фронтах, тяжелое ранение, демобилизация…
Читайте также
Кавалер орденов «За отвагу» и «За оборону Кавказа» Михаил Мартиросян и в мирное время не переставал спасать людей. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. «Доброжелательность отца адресовалась не только близким, родным и ученикам, но порой и людям, которых он видел первый раз в жизни, — рассказывает сын Мизаила Аркадьевича Юрий Мартиросян. – Помнится, он помог совершенно незнакомой супружеской паре из Эчмиадзина наладить собственный бизнес в Латвии». Этот случай родные Учителя не могут вспоминать без улыбки. Михаил Аркадьевич, поехавший в Ригу поболеть за любимых гроссмейстеров на чемпионате СССР по шахматам, совершенно случайно столкнулся на улице с супружеской парой из Эчмиадзина, которая, признав в нем соотечественника, рассказала о своей «беде» – целая машина абрикосов, которую муж с женой привезли на продажу в прибалтийскую республику, никак не реализовывалась и фрукты грозились вконец испортиться. Михаил Аркадьевич не растерялся – позвонил жене в Армению и узнал рецепт джема из абрикосов, затем убедил заведующего столовой Рижского автомобильного завода купить аппетитные эчмиадзинские фрукты и по армянскому рецепту сварить из них конфитюр для рабочих. У заводчан джем имел такой успех, что с эчмиадзинской парой был заключен договор о ежегодной поставке абрикосов…
Подобных примеров доброй воли Михаила Аркадьевича уйма. Ну а сколько детей благодаря ему обрели свое место под солнцем, никто и не возмется сосчитать. У школьного руля он стоял долгие годы. Сначала работал завучем в средней школе села Узунтала (ныне Айгеовит), затем возглавил русскую школу Иджевана. В 1960-ом Михаилу Аркадьевичу Мартиросяну присудили звание заслуженного учителя Армении. И эта награда была действительно заслуженной. У него набирались знаний не только школьники, но и педагоги. Учились любить детей, так, как любил их Михаил Аркадьевич. Учились любить свой предмет, вдохнуть в урок жизнь, захватить и больше не отпускать маловозрастную аудиторию. Говорят, уроки математики самого Мастера были похожи на театрализованные представления. Предмет он декламировал, как поэму — с толком, с чувством, с расстановкой, так, чтобы дошло не только до ума, но и до сердца… Ну а в перерывах между занимательными уроками этот педагог от Бога учил детей чувствовать и сочувствовать, принимать решения и не сходить с намеченного пути. Точно так же он воспитал своих сыновей и внуков.
«Дед умел отвечать на все наши вопросы, даже самые сложные. Мы говорили о космосе, жизни на Земле, добре и зле… И теперь, став взрослым человеком, я так и не нашел более логичных и основательных ответов на те свои вопросы, — говорит внук Михаила Аркадьевича Гарик Мартиросян. Да, да, тот самый Наш Гарик из «Новых армян», «Комеди Клаб» и «Прожектора Перис Хилтон».- « Чтобы научить нас с братом мыслить и отражать действительность, дед поручал нам описывать своими словами явления природы. Затем внимательно вчитывался в написанное, уточнял детали, радовался каждому точному слову и хвалил так, что у нас вырастали крылья». Так вот откуда растут ноги у веселья, находчивости, и удивительной работоспособности «комедианта» N1! И вот откуда стремление быть лучшим из лучших у его младшего брата Левона Мартиросяна – выпускника Гарвардского университета, доктора политологии и … политика!
















































