Интервью с директором информационного агентства Turan Мехманом Алиевым
— Что характеризует сегодняшний интерес США к каждой из стран Южного Кавказа и к региону в целом?
— Интерес США в отношении к странам Южного Кавказа заключается в установлении демократии, что подразумевает поведение и развитие в соответствии с принципами и ценностями западного мира. Демократия – это универсальное средство, которое обеспечивает гармонию соприкосновения интересов держав, региональных игроков и отдельных стран. Жизнь по цивилизованным правилам обеспечивает стабильность, предсказуемость, удовлетворение интересов всех слоев общества. Такая система обеспечивает интересы и транснациональных компаний, и экономических игроков регионального и местного уровня. Такая система не будет обременять США, как сверхдержавы, расходами на обеспечение безопасности военными и подобными средствами в долгосрочной перспективе. В противном случае США не выдержат груз ответственности по поддержанию баланса и стабильности в мире, который они взяли на себя, и несут после развала СССР. В целом это касается не только Южного Кавказа, регион всего лишь часть глобального проекта.
— Какое влияние может оказать недавний визит Хиллари Клинтон на азербайджано-американские отношения? Почему этот визит состоялся сейчас, и с какими именно миссиями США он был больше связан?
— Главной целью Клинтон в регион было продолжение диалога о демократии, который начался в первый визит два года назад. Стороны сверили часы и обсудили дальнейшие шаги в сторону развития демократии в регионе. Реально Клинтон предложила этим развивающимся странам присоединиться к американо-бразильской инициативе создания отрытых правительств в странах развивающегося мира. Эта инициатива подразумевает принятие конкретных обязательств по построению демократических, открытых обществ, резкое снижение уровня коррупции и повышения прозрачности. Учитывая, что Азербайджану, Армении и Грузии предлагают один и тот же проект, видение и перспективу, то это означает, что эти страны во взаимоотношениях будут руководствоваться не собственными обидами и амбициями, а правилами и законами, которые предписывают американские инициативы. Регион и конкретно две враждующие страны будут уходить от конфронтации в сторону сотрудничества, от которого получат долгосрочные дивиденды уставшие от противостояния народы.
— Утверждается, что одной из основных целей визита Хилари Клинтон в регион было изучение позиции стран региона по иранскому кризису. Как воспринимают в США особенности азербайджано-иранских и армяно-иранских отношений, как проявляется эта особенность на сегодняшний день? Что формирует сегодня грузино-иранские отношения?
— Иранская тема была, но она не была ключевой. США не заинтересованы, чтобы какая-либо из стран ЮК забегала вперед или плелась в хвосте консолидированной западной стратегии по смене клерикального режима в Иране на демократический. С одной стороны, от стран могли попросить поддержки политики в отношении Ирана сегодня, и особенно в будущем. С другой стороны, конечно же, Вашингтон мог обозначить контуры обеспечения безопасности стран ЮК в случае каких-либо силовых или иных действий со стороны Ирана.
— Каким сигналом для США и других ведущих держав могут стать столкновения на линии фронта, произошедшие накануне визита Х.Клинтон по вопросу урегулирования Карабахского конфликта?
— Как ни странно, накануне каких-нибудь важных визитов, переговоров высокого уровня, и даже во время их, как это было несколько месяцев назад во время встречи президентов России, Азербайджана и Армении, происходят значимые военные стычки между вооруженными силами Армении и Азербайджана. Стороны тем самым хотят дать понять, что они не готовы сегодня к мирным переговорам. США, как и другие заинтересованные страны, понимают этот сигнал и всего лишь предпринимают шаги для сдерживания сторон и недопущения нарушения сложившегося баланса. США сегодня не готовы перейти к стадии разрешения карабахского конфликта, потому что на повестке дня стоят другие первоочередные задачи, например сирийская, иранская. Вашингтон воспринимает локальные военные потери стороны всего лишь как сигнал к неготовности и не более того.