В то время, как представители разных звеньев управления РА и руководство компаний «Валлекс групп» утверждают, что программа эксплуатации Техутского рудника окажет положительное воздействие на развитие экономики РА, стимулируя создание рабочих мест в Техуте, активисты «Гражданской инициативы защиты Техута» и экологи бьют тревогу, что с этой программой бедность в Техуте не только не исчезнет, но и станет благодатной почвой для растущей эмиграции.
По их мнению, программа для ликвидации бедности весьма краткосрочная, потому что спустя годы на этой территории человек лишится возможности быть здоровым и иметь здоровое потомство.
«Там они не будут иметь возможности жить, и воздуха не будет, и нормальных детей рожать не смогут. В лучшем случае люди просто заработают какую-то сумму, и это будет достаточно для того, чтобы они покинули эту территорию, потому что на этой территории жить и растить детей больше не будет возможно», – сказала активист «Гражданская инициатива защиты Техута» Лена Назарян во время молодежного форума, организованного в офисе Ванадзорской общественной организации «Мир и диалог».
Читайте также
Экологи и активисты обращают внимание на проблему скопившихся ядовитых веществ в хвостохранилище в результате эксплуатации рудника, отмечая, что развитие горнорудной промышленности на территории с 8-бальной шкалой опасности не только не исходит из интересов жителей, но и попирает закон, и вместо девственных лесов, чистого воздуха и здоровых детей впоследствии будем иметь в РА еще одну мертвую зону. «Любую территорию в РА возможно использовать, эксплуатировать согласно их естественным ресурсам. В Техуте природно-ресурсные условия намного благоприятнее: здесь можно развивать туризм, сельское хозяйство, развивать виды зеленого хозяйства. Однако с этой программой ситуация со здравоохранением на этом месте превратится в аналогичную каджаранской, и тем местам, где люди просто умирают. Мы не хотим, чтобы и в Лори мы имели мертвую зону», – говорит юрист Артур Григорян.
Согласно ему, территория Техута это мощнейший потенциал, который по этой программе надо изъять из экономического баланса государства.
«Станет мертвой зоной, и осуществлять там что-либо уже будет ничего невозможно», – отмечает юрист, объясняя, что владелец рудника через 10, 30 лет уедет, забрав всю прибыль, оставив нам в наследство выкорчеванный лес и накопившиеся в хвостохранилище в огромном количестве ядовитые вещества.
«Эта вся грязь с ядовитыми отходами останется там навсегда», – отмечает он.
Согласно Григоряну, правительство РА нарочно на этой территории не развивает альтернативные возможности, не оставляя жителям иного выхода, чем решиться на подобный крайний шаг за счет своего здоровья.
«Здесь есть умысел. Те люди, которые сегодня принимают закон, нарочно принимают такие законы, так оформляют закон, чтобы горнорудная промышленность развивалась быстро, развивалась за счет сельского хозяйства, туризма и других отраслей, потому что они вовлечены в сферу бизнеса горнорудной промышленности, которая позволяет очень быстро и резко разбогатеть. Они нарочно не развивают на этой территории экономические иные отрасли, чтобы люди вынужденно соглашались на любую работу, связанную с различными опасностями горнодобывающей промышленности», – говорит активист.
Ануш БУЛГАДАРЯН