Интервью бывшего министра ИД Нагорно-Карабахской Республики Армана Меликяна
— Какими Вы видите армяно-российские отношения в период второго президентства Путина?
— Все будет зависеть от того, какой выбор сделает сам Путин. На мой взгляд, результаты последних думских и президентских выборов в России более чем на руку американо-британскому тандему, ибо вследствие сложившегося в России положения дальнейшее ее сближение с франко-германским ядром ЕС вряд ли уже сможет обрести угрожающую конфигурацию стратегического партнерства. Россия пущена в свободное плавание по “диким водам” евразийского простора. Для англосаксов, а теперь уже и для ЕС в целом, Россия должна оставаться физически сильным, но в духовно-интеллектуальном, а значит и в экономическом и правовом отношении, недозрелым гособразованием, которое до Запада дотягивать не будет, но с его подачи, при необходимости, сможет выдержать любое военное противостояние с Китаем (если, конечно, будет нужда в инициации такого противостояния). Таким образом Путин стоит перед выбором – выполнять роль, в которую он уже частично вжился, или найти для России иную нишу, дающую возможность отдышаться, обрести твердую и конкурентоспособную мировоззренческую основу для дальнейшего бесконфликтного поступательного развития. Активно ангажируемая сегодня идея Евразийского Союза данной задачи никак не решает и вполне вписывается в западные сценарии. Судьба Южного Кавказа, а значит и Армении , во многом будет зависеть от Выбора Россией своего пути.
Читайте также
— Что может в корне изменить стратегическое значение карабахского стстус-кво для России и других стран-сопредседателей МГ ОБСЕ? Может ли Путин предпочесть иную политику в карабахском вопросе?
— В рамках логики проводившейся с 1992 года российской политики ставилась цель восстановления российского стратегического присутствия на территории всего Южного Кавказа. После потери Грузии в результате резкой смены политического курса этой страны при президенте Саакашвили для России резко выросла цена восстановления своего военно-политического присутствия в Азербайджане. В качестве платы за это Россия рассматривает возможность передачи Азербайджану части территории Нагорно-Карабахской Республики. Отказ Азербайджана, в случае если Россия не найдет новых глобальных политических решений, будет способствовать сохранению Россией приверженности существующему статус-кво. Политика США, Франции и ЕС скорее способствует тому, чтобы Азербайджан не принимал российской схемы урегулирования, что также предполагает пока сохранение статус-кво.
— К каким последствиям для армянской стороны может привести дальнейшая эскалация конфликта вокруг Ирана и особенно в случае начала войны? Есть ли уже сейчас признаки воздействия иранского кризиса на Армению?
— Если западное сообщество,Турция и Израиль примут решение о целесообразности начала направленных против Ирана военных действий, то это может привести к глобальному нарушению пока еще существующего относительного геополитического равновесия на Евразийском континенте. Думаю, что при таком развитии событий Иран будет стратегически заинтересован в том, чтобы создать максимум проблем своим противникам и расширить театр военных действий, активизировав различного рода боестолкновения на территории Ирака, Афганистана, Сирии, Ливана, Судана, Египта и т.д.. Особой зоной внимания для Ирана станет Азербайджан, являющийся потенциальным плацдармом для нанесения ударов по Ирану с севера. Самое малое, что смогут сделать для Ирана Россия и Китай, это соблюдать позитивный нейтралитет. Это, в числе прочего, значит, что русские смогут настоять и на неучастии Армении в боевых действиях против Ирана. И хотя пока что иранский кризис зримо никак не отражается на жизни нашей страны, тем не менее Армении и Арцаху необходимо быть готовыми и к тому, что их могут вынудить на ведение ограниченных или широкомасштабных военных операций, связанных с возможным ирано-азербайджанским военным противостоянием. В любом случае война в Иране станет тяжелым испытанием для всех народов региона.
— Как к вопросу нанесения удара по Ирану относятся в России и Турции? Насколько реален этот удар сегодня и как могут повести себя Россия и Турция в этой ситуации?
— Эффективный и разрушительный удар по Ирану, несомненно, приведет к ослаблению позиций России на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Интересам России будет нанесен очевидный политический и существенный материальный урон, и поэтому, как мне кажется, Россия будет делать все от нее зависящее для того, чтобы военный сценарий в отношении Ирана не был реализован. Для Турции война в Иране, наряду с некоторыми рисками (активизация курдского фактора, появление беженцев и т.д.), может содержать и определенные позитивные перспективы в плане повышения собственного влияния на Южном Кавказе и на территории северного Ирана с выходом на Центральную Азию. Для Турции война в Иране станет хорошим поводом в очередной раз набить себе цену в глазах США и прочих своих как явных, так и неявных сегодня друзей . И если Россия в отношении Ирана будет соблюдать по меньшей мере позитивный нейтралитет, то Турция может в той или иной степени участвовать в боевых действиях против Ирана в надежде на разного рода политические и особенно материальные преференции.