«За долгие годы армянофобия стала одним из неотъемлемых и ключевых компонентов турецкой идентичности как на государственном уровне, так и в общественных кругах», — утверждают специалисты действующего в Стамбуле Турецкого фонда социальных и экономических исследований (TESEV).
«Слушая армян Турции», — так называется 130-страничный доклад, подготовленный Фондом, в котором, пожалуй, впервые за последние годы делается попытка выявить и понять проблемы, с которыми сталкиваются граждане Турции армянской национальности.
Доклад подготовлен на основе интервью с порядка 20 представителями армянской общины Турции. Опрошенные – не только из Стамбула, где проживает много армян, но и из Восточной Анатолии и единственного армянского села, оставшегося в Киликии, — Вакыфлы.
«Значительная часть турок не считают нас равными себе, признавая армян лишь в качестве меньшинства», — отметил один из опрошенных.
Авторы доклада констатируют, что в основе дискриминации в отношении армян лежит не только историческое прошлое, но и религиозные различия. В этом случае, по мнению аналитиков TESEV, армянам не помогает даже смена религии. Члены одной армянской семьи, принявшей ислам, рассказали авторам доклада следующее: «Даже после смены религии [турки] не позволяют нам забыть о нашем армянском происхождении. На протяжении всей твоей жизни тебя бомбардируют уговорами, типа «смени веру, и жизнь станет легче», и ты, в конце концов, идешь на этот шаг, но ничего не меняется: тебя начинают называть “dönme”, то есть “отступником”».
Авторы доклада также замечают: «Согласно опросу, проведенному среди турок, 30% жителей страны убеждены, что армяне появились в Турции лишь после развала Советского Союза, еще 30% вообще не имеют представления, как армяне стали гражданами Турции. Если учесть, что армянское присутствие в Анатолии ведет отсчет с 6 века д.н.э., то причины неосведомленности этих 60% становятся понятнее».
Специалисты Турецкого фонда социальных и экономических исследований также фиксируют, что политическая система Турции делает все для того, чтобы пресечь вхождение армян в правительственные структуры. Известны случаи, когда экзаменационные оценки армянских студентов искусственно занижались для того, чтобы не допустить их до участия в конкурсах на замещение вакантных государственных должностей.
Все эти шаги, в конечном счете, приводят к защитной реакции со стороны армян.
«Среди турецких армян один из наиболее значительных и широко распространенных шагов – в ходе социальных контактов представляться под турецким именем, а не под армянским, данным при рождении. Многие при наречении своих детей руководствуются одним принципом: чтобы это имя присутствовало и в турецкой, и в армянской культуре», — пишут специалисты Фонда.
В целом, по убеждению аналитиков TESEV, жизнь граждан армянского происхождения в Турции полна ежедневных противоречий.
«Мы одновременно должны доказать, что нас резали, параллельно этому доказывая, что мы все еще живы», — отметил один из опрошенных турецких армян.
Авторы доклада выступили также с четкими рекомендациями, отметив ряд шагов, которые дадут возможность немного смягчить положение меньшинств.
«Основной источник дискриминации в отношении армян и других меньшинств – Конституция страны, поэтому обновленный основной закон должен содержать в себе четкие положения, которые позволят разным культурным группам сосуществовать на территории страны», — отмечают специалисты TESEV. Кроме того, по их мнению, судебная система не должна ограничиваться возбуждением уголовных дел исключительно по статье «попрание турецкой идентичности»: нужно наказывать и за выступления, направленные против других идентичностей.
Другой шаг, который может помочь в решении проблем меньшинств, — это включение в турецкий парламент представителей религиозных меньшинств, в частности, армян. Специалисты TESEV, однако, констатируют, что в общине турецких армян есть некоторые разногласия по этому вопросу: «Часть турецких армян считает, что армянский депутат в одиночку не сможет решить ни одной проблемы. А другие, наоборот, отмечают, что это станет своеобразным символическим шагом, который продемонстрирует, что меньшинства, в частности, армяне, являются законной частицей турецкого общества».