«Согласно закону о защите прав человека, я выступаю в качестве механизма предупреждения насилия и пыток, то есть, я по должности обязан не допускать всего этого в нашей стране. Пока что я могу заявить, что я виновен в том, что сегодня в Армении существуют пытки, насилие, бесчеловечное обращение в тюрьмах, полиции, воинских частях и в других местах. Я считаю себя виновным в той степени, что согласно закону я должен был все это предотвратить, но не смог. Интересно, смогут ли наш начальник полиции, министр юстиции, начальник пенитенциарных учреждений, министр обороны сказать также как я, что в насилии, происходящем в этих органах, виновны они сами?», – заявил Защитник прав человека Карен Андреасян на мероприятии «Мир без пыток – 2012», организованном Фондом «Против правового произвола», говоря о роли ЗПВ в национальных механизмах предупреждения пыток.
А что значат механизмы предотвращения пыток, то как объяснил Андреасян, они сделали большой шаг по привлечению к своей работе НПО и те на добровольной основе систематически посещают закрытые учреждения, тюрьмы, воинские части, полицейские участки, кроме того, оперативно реагируют на сообщения, полученные по горячей линии. Защитник прав человека заявил, что несмотря на все это, они не могут снизить число нарушений, и причина заключается в следующем: «Государство не дало реальный бюджет, чтобы мы могли выполнять такую работу. Для того, чтобы быстро реагировать, чтобы систематически посещать закрытые учреждения, чтобы одна пощечина не стала причиной смерти, а затем в национальную трагедию. Но поспеть везде пешком невозможно. Необходимы хотя бы деньги на бензин, чтобы люди могли перемещаться», – сказал Андреасян пожаловавшись на то, что, например, в октябре прошлого года для того, чтобы суметь сделать все это, он пытался в НС заполучить около 5 миллионов драмов.
«Кто виновен в том, что сегодня есть пытки, насилие, скажу – все те депутаты, которые в НС не возвысили свой голос и не сказали – предоставьте омбудсмену 5 миллионов драмов. Эту сумму я не получил ни от парламентского большинства, в том числе и оппозиции, ни от общественных организаций. Наконец, в результате внутренних переговоров с правительством, в качестве доброй воли, мне дали 5 миллионов. Но это символическая сумма денег, с которой я не могу остановить насилие и пытки по всей стране».
Читайте также
Андреасян подчеркнул, что не бывает работы без ресурсов, следовательно, «в августе я представлю правительству наш бюджет. Бюджет не такой, чтобы стать бременем для общества, имеющего экономические проблемы, бюджет для тех элементарных расходов, чтобы посещающие отдаленные воинские части, колонии, даже если они едут как волонтеры, по крайней мере, могли купить один бутерброд, или съесть хлеб с сыром. По крайней мере, хотя бы этим мы обязаны их обеспечить. А ежеквартальные визиты должны стать еженедельными, чтобы сформировать доверие, чтобы заключенные могли рассказать о своих проблемах, о сформировавшихся реалиях полуворовских отношений.
Ева АКОПЯН