Председатель НПО «Центр права и свободы» Вардан Арутюнян о сложении мандата Рубеном Айрапетяном
– Искупил ли только сложением мандата свою вину Рубен Айрапетян? Звучат призывы продать ресторан и сумму передать семье Ваге Аветяна. Может ему так и поступить?
– Главным является не денежная компенсация, хотя это также важно и нужно. А сложением мандата искупить вину невозможно. Отказ от мандата – это вынужденный шаг, на который пошел не Рубен Айрапетян, а Серж Саргсян. Вина слишком велика и слишком глубока, чтобы ее можно было компенсировать депутатским мандатом. Я не знаю, кто написал текст заявления об отставке Айрапетяна, но была сделана попытка поставить акцент на серьезность и глубину вины. Говоря о вине не следует понимать только убийство. Здесь на первом плане должна выступать семья Ваге Аветяна, его жена и несовершеннолетние дети. Совершенное является преступлением именно перед этими детьми, именно эти дети будут расти без отца, искалечена судьба именно этих детей и их матери, разрушен их покой. И я не могу себе представить, что может их успокоить. Уж точно, не депутатский мандат и уж точно не слезливые публичные заявления. Существуют поступки, которые можно искупить или компенсировать в той или иной мере, в том или ином виде, но есть грехи, искупление за которые находятся за пределами человеческого воображения. Наверное, именно в этом причина того, что при классификации грехов, присущих человеческой сущности, часть из них была названа смертными грехами. Убийство и сиротство невинного ребенка, я думаю, относятся к смертным грехам.
Читайте также
– Вообще, о чем свидетельствует анализ инцидента в «Арснакаре» и последовавших за ним трагических событий – какое влияние может оказывать на процессы гражданское общество Армении?
– Эта трагедия показала, что в Армении гражданское общество существует, и то, что можно было совершить безнаказанно много лет назад, стало невозможно сегодня. Это очень важный фактор. Наличие гражданского общества может много чего изменить в жизни нашей страны. А что касается конкретно этого случая, я думаю, что не скажу ничего нового, если укажу, что это является результатом безнаказанности. Ни для кого не секрет, что в Армении есть люди, которые на протяжении многих лет считают, что они находятся вне закона и руководствуются девизом «против нас не попрешь». Они уверены, что заслужили себе это право. С какого-то момента, власть, для укрепления своих позиций, вовлекла этих, так называемых олигархов, в политическую сферу. Начали использовать их и сформированные ими незаконные вооруженные группировки в избирательных процессах, для разгона митингов и применения насилия в отношении оппозиционных деятелей. Их значимость достигла своего пика и ярко проявилась во время и после президентских выборов в 2008 году.
Нынешнее армянское руководство опирается, в первую очередь, на олигархов. Этим объясняется, что до парламентских выборов Серж Саргсян постоянно заявлял, что будущий парламент будет политическим, и в нем не будет места предпринимателям, но когда наступил момент, он не смог вычеркнуть олигархов, так как понял, что без них, в случае отсутствия полной поддержки со стороны народа, он останется без всякой опоры. За
оказанные важнейшие услуги олигархам было предоставлено право действовать безнаказанно и находиться вне закона. Только одно не было принято во внимание – время. Времена изменились, появилось гражданское общество, есть интернет, социальные сети, что более важно для молодежи 21-го века. Эти вышеперечисленные обстоятельства являются причиной того, что убийство Ваге Аветяна отличается от убийства Погоса Погосяна, которое власти смоли прикрыть без серьезных усилий.
– Какое впечатление в этой истории оставила позиция политических сил? Не усматриваете ли вы в их поведении попытку превратить трагедию в политических шоу, я имею в виду, в частности, активность АНК.
– Я не увидел попыток превратить трагедию в шоу. Я внимательно слежу за происходящим и увидел только четко выраженную боль. Просто каждый проявляет эту боль по-своему –кто-то ругается, другой молчит, третий поднимает шум. АНК и другие политические силы также являются частью упомянутого мной гражданского общества и одной из наиболее активных, и это вполне естественно, что Конгресс должен был отреагировать, и он отреагировал. Рад констатировать, что отозвались и выступили с осуждением и другие политические партии. Если бы не было такого резонанса, то и результаты были бы иными. Говоря о результате, я имею в виду не сложение мандата, а арест непосредственных участников инцидента и общественный контроль над ходом расследования, который не зависит от воли властей. Если так будет продолжаться, то это приведет к гораздо более ощутимым результатам.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН