«Может быть, есть разные причины. Но бесспорно, что, прежде всего, политическое большинство отвечает за политическое качество страны, за морально-психологическую атмосферу, политическое поведение и социально- экономические реалии. Наше политическое большинство должно проявить благоразумие и политическую мудрость, и вынести проблему на главную трибуну – в парламент, потому что это исходит из интересов страны», – сказала бывший депутат НС от АРФД Лилит Галстян, отвечая на вопрос Aravot.am о том, почему провалилась инициатива 4 фракций о созыве внеочередного заседания по делу «Арснакара».
По ее словам, «мы говорим о реформах судебно-правовой системы, но эта система продолжает не пользоваться доверием общества. Мы говорим о развивающейся, демократической стране, но каждую секунду сталкиваемся с попранием прав человека и насилием. Говорим о демократической стране, но политические институты не формируются и продолжаем отступать в вопросе международной оценки коррумпированности, защиты прав человека и демократии. И если политическое большинство, тем не менее, было бы благоразумным, то не допустило бы, чтобы волна общественных волнений выплеснулась на улицы. Наравне с правовой и моральной оценкой должна быть дана оценка политическая. В своих оценках я считаю важным оценивать явления и в правовом, и в моральном, и в политическом аспектах, потому что в последнем инциденте потерпевшей стороной является не только семья Ваге Аветяна. Я считаю и уверена, что пострадало наше общество в целом. Я не концентрирую внимание на личности Рубена Айрапетяна, потому что это явление, имя которому насилие, давно уже носит систематический характер. Есть ряд случаев со смертельным исходом, в нашей стране проблему решают, руководствуясь философией «сила рождает право». Может быть, сейчас Рубена Айрапетяна сделают и делают козлом отпущения, но он является малой частью общей картины.
Для меня таким же насилием является незаконное разрушение являющегося культурным наследием Крытого рынка, для меня насилие – отчуждение и присвоение общественных территорий, насилие, когда в каждую минуту ты не защищен и не уверен, что ты тоже не станешь жертвой такой же истории. Когда общество требует политической, правовой и моральной оценки, то, в первую очередь, политическая оценка нужна не оппозиционному полю, а власти, чтобы понять, что этой культурой, таким почерком, таким поведением мы не будем иметь перспективы. Сегодня из Армении уезжает армия разочаровавшихся и потерявших надежду не столько из-за социальных причин, а из-за не оправдавшихся чаяний и отсутствия перспектив».
Читайте также
Есть мнение, что депутаты РПА, как бы они внутренне ни осуждали, в похоронах Ваге Аветяна участия не приняли, чтобы не враждовать с Рубеном Айрапетяном, и сейчас сделали все, чтобы инициатива по созыву внеочередного заседания НС провалилась – вновь из-за него. Согласно Лилит Галстян, «Рубен Айрапетян такой же гражданин, как мы. Кто такой Рубен Айрапетян, чтобы поступать так ради того, чтобы не стать с ним врагами? Стыдно. Это смешная версия. Я серьезнее отношусь к этому, смотрю как на политическую трагедию». Что касается обвинений в адрес ППА, что не подписались под инициативой из-за того, что были в отпуске, то, по словам Лилит Галстян, не надо делать мишенью только ППА. «Все те политические силы, которые заявляют, что имеют мандат народа и служат интересам народа, желают быть бальзамом на раны народа, все должны быть заинтересованы, чтобы этому явлению была дана политическая оценка. А если бы
была дана серьезная политическая оценка, то была бы дана оценка социальной, культурной, политической и психологической ситуации, которая сегодня сложилась в Армении. Маленький «оазис», центром которого стал «Арснакар», расширился бы по всей республике».
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН