Село Нор Астхаберд Капанской области граничит с Нахичеваном. В этом горном приграничном административном районе есть 4 населенных пункта – Нор Астхаберд, Гетишен, Аджабадж, Вочетин. Эти села были армянскими. Об этом свидетельствуют руины церквей и крепостей, сохранившиеся следы прежних сел. До 1988 года в общине проживали азербайджанцы. После их ухода здесь обосновались беженцы из Азербайджана и переселившиеся из Капанского района армяне.
Читайте также
Из 4 сел в настоящее время заселены только 3, однако численность их населения небольшая, общее число проживающих – 115 человек. Из-за отсутствия в селе работы, доходов и ряда других проблем, жители в свое время постепенно стали покидать их, а молодые семьи переезжали в город. Поэтому сейчас новые проекты любых организаций, осуществляемые на административной территории общины, будь то промышленный, горнодобывающий энергетический и др., жители приветствуют с большим энтузиазмом и воодушевлением, лишь бы появилось несколько рабочих мест, чтобы жители не оставляли села или уехавшая молодежь вернулась обратно в село. Часто решения, принятые сельчанами, негативно отражаются на Капане и городских жителях. Экологи и представители общественных организаций Капана считают неприемлемым разрешение на строительство ГЭС за счет питьевого водопровода для Капана, проходящего через административную территорию данной общины, или согласие на проведение компанией «БАМО-Металл». разведочных работ именно в водосборном бассейне питьевой воды для Капана.
Руководитель общины Нор Астхаберд Сурик Теванян все это обуславливает и оправдывает отсутствием рабочих мест и верой сельчан, а также надеждой на дальнейшее развитие села. В настоящее время некоторые сельчане уже вовлечены в эти процессы, работают и получают зарплату, что для них очень важно.
Руководитель общины отмечает также, что они последовательны в вопросах экологии, держат их в поле своего зрения, и, одновременно, думают о том, как спасти село от опустения, как снова оживить его. «Здесь нет детских садов, школ, население состарившееся. Но есть положительные подвижки. За 10 лет в селе уже родились двое. Люди приезжают, живут и начинают работать здесь. В село приехало несколько семей, построили хлева, уже наметился приток в сторону села, я подхожу оптимистически. Село далекое, приграничное. О сохранении сел необходимо думать серьезно. Я за решение вопроса и рабочие места, и за решение социальных проблем, и за сохранение экологии. Мы находимся в приграничной зоне, на окраине страны должно быть хорошо. В течение многих было и браконьерство, и волки наносят селам большой ущерб», – говорит Сурик Теванян.
Согласно специалисту, на этих территориях, начиная с 1950-х годов, проводились исследовательские работы. Есть около 30 рудоносных жил, запасы которых полностью не раскрыты. В этих же местах есть 2638 га охраняемых территорий, где находятся зарегистрированные в Красной книге виды животных и растений.
Мери СОГОМОНЯН