В этом году, 3 мая, в преддверии парламентских выборов, я вдруг обнаружил, что в доме, являющемся моей собственностью, прописана Мари Врежевна Геворкян, которая соответствующим уведомлением приглашалась в избирательный участок. Как потом выяснилось, девушка была здесь прописана предшественником предыдущего владельца моего дома, и я могу ее выписать, не дав, тем самым, властям возможность использовать данные этой гражданки в свою пользу. Удаление ее регистрации продолжалось ровно столько времени, сколько понадобилось для написания содержания моего заявления. Меня заверили, что Мари не окажется в избирательных списках не только предстоящих президентских, но и ближайших местных выборов.
Признаюсь, если бы сейчас у меня не был полуотпускной период, я может быть и поленился бы сходить в паспортный отдел полиции и провести эту несложную операцию. Но тогда я не был бы вправе жаловаться на возможный избирательный подлог. А разве не часто мы ведем себя именно так – не выполняя возложенных на нас малых дел, мы требуем от других, и в первую очередь, разумеется, от властей, решения больших задач, так, чтобы проблемы были решены сразу – «пакетом». Образно говоря, вместо зажженной нами одной свечи, мы хотим, чтобы каким-то чудом сразу засверкали 100 солнц. Но властям (и не только у нас, но и во всем мире) такое «пакетное» решение и не нужно, они и без него живут хорошо. Просто в некоторых местах они вынуждены, обязаны идти на эти решения под влиянием «поэтапных» шагов граждан, то есть, нас с вами. В противном случае, они не только не смогут так жить, а вообще перестанут существовать.
В сентябре вновь разгорятся разговоры о выборах, представители политических партий, несомненно, вновь обратятся к избирательным спискам. Оппозиция, например, утверждает, что благодаря неправильным спискам, власти еще до выборов располагают значительным ресурсом «мертвых душ». В связи с этим указываются различные цифры: от 100 и до полумиллиона. Доказать ту или иную цифру трудно, но то, что власти используют эти неточности, я думаю, это бесспорно. Хотя все эти разговоры о списках как бы витают в воздухе в виде общего недовольства ситуацией, основанного на эмоциональной риторике. Давайте вместо этого сделаем полезное дело, начнем движение «Очистим избирательные списки» (наименование, естественно, условное), и без утомительного повторения «мантр» оппозиции, сами своими силами освободим списки от «мертвых душ», и выясним, сколько на самом деле существует в Армении избирателей. То, что их меньше, чем в официальных списках, это очевидно, но насколько?
АРАМ АБРАМЯН