«Должность мэра не сладкая. Служба. Предаешься делу и начинаешь служить – с той минуты, как тебя изберут», – так высокопарно описал свое желание стать в четвертый раз мэром Каджарана действующий мэр Каджарана, республиканец Вардан Геворкян, отвечая на вопрос о том, чем «сладка» должность мэра. Его конкурентом является Рафаел Лалаян, который, согласно местным жителям, «выставился просто так». Здесь решающей является не только роль руководителя Сюникской областной администрации Сурика Хачатряна, но и, скорее всего, директора медно-молибденового комбината Максима Акопяна, так как комбинат имеет большой рабочий коллектив. К Вардану Геворкяну, в общем-то, здесь относятся хорошо, он также один из командиров Арцахской освободительной войны. Говорят, что Геворкяну удается находить общий язык с Суриком Хачатряном и Максимом Акопяном. «Я не хочу персонализировать. Есть государство, государственность. Оба президента имеют свою славную летопись, даже первый президент имеет свою славную летопись, и мы не имеем права говорить – один сделал, другой – нет», – сказал Вардан Геворкян, отвечая на вопрос о том, как ему удалось остаться на должности мэра и при втором, и при третьем президенте. Он считает, что при трех президентах РА наше государство состоялось настолько, что оно может не обманывать народ, а получить его доверие: «Я не богат, не олигарх, но нахожусь на этой должности, и это говорит о становлении нашего государства».
Мы попытались уточнить у действующего мэра и кандидата в мэры, почему, по его мнению, оппозиционные силы так пассивны в выборах органов местного самоуправления. Партийные руководители обосновывают тем, что эти выборы имеют такую особенность, что «низы» должны выразить желание об участии и подать заявку в правление партии – неужели на местах нет достойных, сильных, представляющих альтернативу лиц, которые попытались бы принять участие в конкуренции? «Однозначно – есть. Даже достойнее меня есть. Но не я должен искать. Проблема в том, что выборы ОМС отличаются от выборов НС и президентских выборов. Руководители общин и старейшины часто избираются в результате взаимного согласия. Когда нет взаимного согласия, человек не может быть избран по итогам своей работы всего за 2-3 месяца. Что касается оппозиции, то я их даже обвиняю. Зарубежные страны на них больше внимания обращают во время общегосударственных выборов, потому к выборам ОМС они серьезно не относятся. У них попросту нет этой силы. Как лиса, которая не может дотянуться до винограда… Наша сегодняшняя оппозиция в реальности никогда не удостоится выбора граждан. Если это не мания власти, то они должны начать с внутренних звеньев. Основой государства являются общины, и общины формируют государство», – сказал Вардан Геворкян. На замечание «Аравот», нравственно ли обвинять оппозицию в слабости, когда к рычагам власти прибавляются также местные авторитеты, родственно-кумовские связи, Геворкян ответил: «Представители сегодняшней оппозиции в свое время в органах местного самоуправления имели свое большое место. Но они оказались бездарными, и народ им перестал доверять. И потому они не делают попыток, даже 5-процентный барьер не преодолеют, но не стоит дальше детализировать. Как бы власть ни пыталась, никогда не сможет в короткие сроки выдвинуть какую-то бездарность. Во всяком случае, РПА никогда не избегала и сегодня не уклоняется от всех тех проблем, из-за которых выступили люди и сегодня называют себя оппозицией».
На должность мэра Агарака баллотируются два кандидата – член РПА, действующий мэр Мхитар Закарян и республиканец Самвел Микаелян. В этом южном городе вероятный победитель – Мхитар Закарян, для которого должность мэра является «сладкой» – для развития и обновления города. Однако он не против уступить свое место. Во всяком случае, в беседе с «Аравот» он сказал: «Если будет такой кандидат, программы которого обеспечат еще большее развитие для нашего города, я с большим удовольствие уступлю. Искренне говорю». Пассивность оппозиции в выборах ОМС, в локальном плане, Мхитар Закарян представляет так: «В нашей общине в настоящее время все устроено так, что оппозиционные массы с 90-х до 2005-2008 гг. были руководящей массой. И народ видел их работу и результаты, и, мое мнение такое, и их самих. Я о них хорошо думаю, но и они видели, на что способны были они, и на что – нынешние. Результаты очевидны. Я этим объясняю, что у них нашлось столько здравого смысла не выдвигаться. Те, кто являются радикальной оппозицией – члены АНК, и руководствуются девизом: «Что для русского хорошо, для немца – смерть», очень плохую роль сыграли и для государства, особенно для нашей общины. Они уговорили народ, что невозможно развиваться, наш город умирающий город, и рабочий поселок предусматривается только для работников комбината. Но люди убедились, что здесь можно жить». Всех пессимистов Закарян приглашает в Агарак – собственными глазами увидеть и убедиться в правоте его слов.
Мхитар Закарян не думает, что политическая жизнь у них пассивная, так как есть кандидаты, баллотирующиеся в Совет старейшин от ППА, даже есть женщина-кандидат от общественной организации.
Читайте также
Нелли ГРИГОРЯН