«Человек говорит, оставьте меня в покое. Когда придет время … я, конечно, хочу вернуться в Армению, но не в этой атмосфере. В такой атмосфере я и сам не хочу находиться в Армении. Очень душная атмосфера. Превратились в феодальное государство», – это впечатления друга и боевого товарища бывшего министра внутренних дел Вано Сирадегяна, бывшего члена правления АОД Шагена Петросяна о письме Вано Сирадегяна, опубликованного в газете «Грапарак». От других комментариев наш собеседник отказался: «Вано сказал прямо, да и пишет лучше меня, грамотнее меня, и умнее меня. Видимо, он очень хорошо владеет ситуацией. Очень лаконично передал, если, конечно, это написано им самим. Люди говорят, что почерк его. А в Вано нуждаюсь и я, и все его друзья. Было бы очень здорово, если бы он находился здесь. Вано помимо того, что он харизматический политический лидер, еще и талантливый писатель».
В том, что дело против бывшего министра внутренних дел является «сколоченным», Шаген Петросян и сегодня в этом не сомневается: «Грязный поступок, совершенный Робертом Кочаряном, который и сегодня продолжает совершаться в отношении наших ребят-активистов АНК». Он напоминает о знаменитой шутке советских времен, когда в колхозе меняется председатель, старый говорит новому, что в ящике стола лежат три письма, и как только дела пойдут плохо, он может открыть их по очереди и прочесть. Когда новый председатель открыл первое письмо, там было написано: «Всю вину скинь на предшественника, обвиняй его, начни преследовать, люди воодушевятся и начнут лучше работать». Председатель так и поступил, но урожайность и производство молока не повысились. Открывает второе письмо, в котором говорится: «Начни раздавать людям обещания». Но и это не помогло. Открывает третье письмо, где написано: «Напиши три письма и убирайся». Шаген Петросян делает вывод: «Давно уже настало время для третьего письма, но очередь ему все никак не придет. Вот такими методами работают, поэтому дело Вано полностью сфабриковано. «Парней» Вано я очень хорошо знаю, вполне возможно, что когда-то влезли в какую-то авантюру без уведомления Вано. Это возможно, потому что в свое время эти ребята себя проявили не должным образом. Насколько это связано с Вано? Не связано. Было бы такое, об этом мы все узнали бы. И еще, возвращение Вано в Армению нужно не для того, чтобы состоялся справедливый суд или он был оправдан, наоборот, дело должно быть закрыто. Он четко должны сказать, кто виноват в случившемся, что произошло, как произошло. Это он сказать может».
На вопрос «Аравот», разделяет ли он существующую точку зрения о том, что автором этих инициатив и всех разговоров, связанных с Вано Сирадегяном, являются власти, в качестве подготовки почвы для возвращения Вано, на что Шаген Петросян ответил: «Не думаю. Нет, это скорее инициатива романтически настроенных людей. Но ведь Вано однажды уже писал, не люблю романтиков. Люди разочарованы, по их мнению, оппозиция ослаблена, и они ищут лидера. У Вано лидерские качества, несомненно, есть. Но, теперь, часть отвернулась от Левона и ищет Вано, нового человека. Но Вано сказал – оставьте меня в покое. Кстати, эти гражданские инициативы дают импульса больше, чем поиски лидера».
В эти дни исполняется годовщина провала диалога АНК-власти, и так как наш собеседник сам отметил, что оппозиция ослаблена, мы поинтересовались, не выиграла бы оппозиция больше от того, если бы если диалог состоялся? «Не знаю, не могу сказать. Я не могу повернуть время обратно. Недавно Вардан Петросян дал очень хорошее интервью – люди с западным типом мышления думают, это хорошо, когда идет диалог, цивилизованным путем идти к решению каких-то вопросов. Левон тоже так думал, но те, кто напротив, увы, не являются цивилизованными. Они постоянно жульничают. Играть с жуликами невозможно».
Читайте также
На вопрос «Аравот» о том, что многие покинули оказавшийся в ослабленном состоянии АНК, и он один из немногих, кто остается верен – почему? – в ответ на это Шаген Петросян возразил: «Я не АНК верен, а своим принципам. Я свободомыслящий человек, либерал. Недавно у нас была долгая дискуссия о том, в чем разница между либерализмом и демократией. После долгой, философской дискуссии мы пришли к выводу, что либерализм – это свобода, а демократия – справедливость. Невозможно быть и свободным, и справедливым, но мы стремимся сблизить их до некоторой степени. Все они мои друзья, и вышли они из АНК или нет, мне неинтересно. Это их право решать, ставить перед собой цели. Но конечная цель эта – суметь сблизить хоть как-то свободу и справедливость. И АНК к этому стремится, и «Свободные демократы» и «Наследие». Я со всеми дружу. Так как они духовно близки моим принципам». Что касается выхода-невыхода из АНК, Шаген Петросян сказал: «Скажем, я вышел из АНК – чем я займусь? Или не вышел – что буду делать? Какая разница? Я делаю свое дело».
На вопрос «Аравот», как бы он прокомментировал выход из АНК Давида Шахназаряна, г-н Петросян сказал: «Давид Шахназарян дал очень хороший ответ, мне нечего добавить». Он сообщил, что общается с Шахназаряном, они дружат, но на эту тему не говорили. И только из опубликованных в прессе его разъяснений понял, что причина в сотрудничестве АНК с ППА. «Я думаю, что АНК не ставила задачу сотрудничать с ППА. Вели переговоры о проведении справедливых выборов, в которых участвовала и Дашнакцутюн. Почему об этом не говорится? Правильным было это сотрудничество или нет, я не знаю, но если бы не сотрудничали, итоги были бы такими же. ППА все равно раздавала бы свои предвыборные взятки в виде тракторов под видом благотворительности», – говорит бывший высокопоставленный чиновник.
Нелли ГРИГОРЯН