Интервью с представителем Армянского национального конгресса в Парламентской Ассамблее Совета Европы Арманом Григоряном
– В одном из интервью, данных «Аравоту» около двух лет назад Вы предсказали, что АНК в конце концов станет левоцентристской силой, где будет преобладать социал-демократическая идеология. Ваш прогноз удостоился неоднозначной реакции и оценки. В частности, некоторые аналитики и политические деятели начали утверждать, что АНК отказался от либерализма. А в последнее время с аналогичной аргументацией АНК покинули несколько деятелей и политических организаций. Не хотели бы Вы ответить на эти заявления и рассказать поподробней о том, что Вы понимаете под «социал-демократической идеологией», и чем она отличается от либерализма?
– Прежде всего, скажу, что термин «либерализм» касается не одного, а двух доктрин: экономической и политической. Как политическая доктрина он предполагает демократическое управление, гарантирование прав и свобод человека, исключение различных видов дискриминации, полное разделение государства и религии.
Здесь никакой разницы между либералами и социал-демократами нет.
Читайте также
Как экономическая доктрина, либерализм утверждает, что государство должно играть минимальную роль в экономике, что рынок – самоуправляющаяся система, и что возникшие в условиях подобного рынка социальные результаты справедливы и оптимальны. В этом вопросе точки зрении разделяются. Социал-демократы утверждают, что саморегулирующийся рынок в действительности система нестабильная, и она не может обеспечить социально оптимальные результаты. Например, при отсутствии антимонопольных законов саморегулирующийся рынок будет состоять из монополий. Они находят также, что государство должно иметь некоторую функцию перераспределения, конечно, через налоговые механизмы, а не путем экспроприации. Иначе централизация богатства неизбежна, что в свою очередь обычно приводит к централизации политической силы в руках элиты, с нежелательными последствиями для демократического управления. И, наконец, социал-демократы являются сторонниками идеи гарантирующего благосостояние социально уязвимых людей и обеспечивающей равенство возможностей государства (welfare state – государство всеобщего благосостояния).
Надо отметить, что с течением времени острые углы этих двух доктрин несколько стерлись, но различия, реальные и значительные, продолжают оставаться.
– На чем основываются Ваши прогнозы о том, что в АНК доминирующей станет именно социал-демократическая идеология, и что АНК станет левоцентристской силой? Считаете ли Вы этот прогноз осуществившимся?
– Мой прогноз основывался на изучении опыта движений, подобных нашему, а также на очень простом наблюдении: социальной опорой Конгресса были наши уставшие от коррупции и эксплуатации рядовые граждане, малый бизнес и не номенклатурная интеллигенция. Они считали созданную систему несправедливой и невыносимой и требовали ее радикального преобразования. Это преобразование было бы невозможным, если бы Конгресс просто пришел бы к власти и удовлетворился установлением законности и проведением свободных выборов. Конгресс обязательно был бы вынужден отразить интересы этой опоры, что предполагало бы радикальные реформы в социальной сфере, налоговой системе, в сфере выравнивания возможностей и т.д. Все это невозможно было сделать при ограничении роли государства, минимального вовлечения государства в экономику, низких налогов для всех и либеральной идеологией и терминологией саморегулирующегося рынка.
Кстати, опубликованные Конгрессом социально-экономические программы, в том числе и программа «Сто шагов» определенно отражают это, если даже они не являются полноценными социал-демократическими программами.
Нелли ГРИГОРЯН