Говорит представитель Армянского национального конгресса в Парламентской Ассамблее Совета Европы Арман Григорян
Начало – во вчерашнем номере «Аравот»
– Ваши заявления прозвучали в контексте определенных брожений, происходящих в АОД. И после этого как АОД, а также АНК покинуло, так называемое, прозападное крыло – Хачатур Кокобелян, Арарат Зурабян, Александр Арзуманян, Карапет Рубинян, Давид Шахназарян, Ованнес Ованнисян… Причиной были идейные противоречия? Так утверждают ушедшие.
Читайте также
– Я, конечно, не хочу утверждать, по какой именно причине покинули Конгресс перечисленные вами деятели. Независимо от их утверждений, я склонен думать, что каждый покинувший ушел по своей причине, в том числе, может быть, из-за идейных противоречий. Но несколько замечаний, тем не менее, хочу сделать. Первое, многие из указанных вами деятелей периодически утверждали, что Конгресс отошел от либерализма, но так и не раскрыли скобок, не объяснили, какие именно шаги и решения они имеют в виду, о чем идет речь – о социально-экономической или политической доктрине либерализма?
Одним словом, я не вижу в их заявлениях содержания, следовательно, я затрудняюсь давать на них более предметный ответ. Второе: некоторые из отмеченных вами деятелей имеют очень неприятное свойство ставить знак равенства между либерализмом и прозападничеством. Хочу напомнить им, что самой прозападной страной является Саудовская Аравия. Они также предполагают, что либерализм является движущей силой внешней политики Запада. Считаю необходимым напомнить, что Запад был против разных демократических движений и избранных правительств, когда интересы этих движений и правительств не совпадали с его интересами. Третье: указанные вами деятели упорно не желают объяснить простым смертным, что даст их прозападничество Армении, какое статус-кво предпочтительней? Нам пообещали членство в НАТО, готовы продать оружия больше и дешевле, чем русские? Будут контролировать нашу границу с Турцией? В карабахском вопросе будут вести проармянскую политику? Будут оказывать большую экономическую поддержку? И какую цену потребуют взамен от Армении? Если были даны подобные гарантии, и цена удобная, то я готов с сегодняшнего дня написать заявление о членстве в партии «Свободные демократы» и начать борьбу за звание самого рьяного прозападника. А если таких обещаний и гарантий нет, то что же так воодушевило наших прозападников? Четвертое: кроме прагматичных соображений, прозападничество и русофобию они явно считают морально беспроблемной позицией. Я далек считать Россию и какую-либо другую страну олицетворением каких-то идеалов, но нашим прозападникам я советую сесть как-нибудь и сравнить число безвинно убитых людей Россией и Западом за последние 20 лет. Не мешало бы иметь немного чести, говоря так много об идеалах, демократии и других высоких вещах.
– «В АНК есть силы, которые имеют противоположные идеологические, даже исключающие друг друга подходы – от крайних либералов и до националистов. Изначально АНК формировался именно по этому принципу. И многие, в том числе и я, считаем это одним из главных преимуществ Конгресса. Сейчас АНК хочет, в числе прочего, ликвидировать в Армении существующую олигархическую систему. По моему глубокому убеждению, либеральная идеология – не лучшее оружие для этой борьбы. Самая эффективная идеология в борьбе с олигархией – социал-демократическая». Это цитата из Вашего интервью газете «Аравот». Как АНК будет бороться с олигархом против олигархии?
– Любой, прочитавший две книги, посмотревший три документальных фильма армянский политический деятель и аналитик может часами говорить о том, насколько мудры были Черчилль и Рузвельт, когда несмотря на их почти физиологический антикоммунизм, смогли сотрудничать со Сталиным. Они могут наскучить самому терпеливому слушателю своими клише о вечных врагах и друзьях и восхищенным цитированием фраз из Макиавелли. Но, заметив хоть малейшее отклонение от этих клише, они любого готовы унизить как политического желторотого юнца. Но непонятно почему тогда у этих же людей начались серьезные проблемы с обменом веществ после решения Конгресса сотрудничать с ППА… Я не знаю ни одного демократического движения, которое в борьбе с тираническим режимом добилось успеха без сотрудничества с той или иной его частью. Критикующие это сотрудничество или предпочитают этот режим, или желают навязать нам диссидентскую мораль. А более отвратительней, чем парящей в небесах диссидентской морали, когда есть малейшая возможность достижения реальных изменений даже ценой труднейших моральных компромиссов, для меня не существует.
Нелли ГРИГОРЯН