Политолог Гагик Гамбарян не исключает, что именно так и будет
Проживающие в экономической столице Сирии Алеппо армяне будут продолжать содействовать процветанию этой страны, если станет ясно, какую политику намерена проводить оппозиция Сирии по отношению к местным христианам.
Такого мнения придерживается политолог Гагик Гамбарян. «Здесь важно, из кого состоит сирийская оппозиция. И если в будущем им удастся свергнуть Башара Аль-Асада, то какую политику будут вести в отношении христиан. Как вы знаете, в Египте революцией руководила, так называемая, организация «Братья-мусульмане». В Сирии их позиции также крепкие. В Египте христианскую общину в основном представляют копты. После революции произошли серьезные столкновения между коптами и членами организации, называемой «Братья-мусульмане», желающей ослабить позиции и права коптов в Египте.
Читайте также
Не исключено, что те же силы, которые придут к власти в Сирии, попытаются перераспределить имущество армян, говоря в кавычках, указать им на их место, кто они такие в мусульманской стране, и это приведет к тому, что Сирию покинет большое число армян: они уедут в Ливан, западноевропейские страны, США. Многие армяне, проживающие в Сирии, имеют двойное гражданство и многие являются гражданами США», – сказал наш собеседник.
Гагик Гамбарян не исключает, что в черном деле исхода сирийских армян могли сыграть роль и турки. «Если учесть интересы турецкого государства и поддерживаемые им силы в Сирии, то вовсе не исключено, что турецкие власти закажут тем же оппозиционным сирийским группировкам, которые они поддерживают, создать невыносимые условия для армян, чтобы последние покинули страну, уехали в другие страны, а Сирия осталась бы без христианского меньшинства». Согласно нашему собеседнику, по неофициальным данным, в Сирии проживает 75-85 тысяч армян, большинство из которых живут в эпицентре военных действий – городе Алеппо. В Армению из них приехали всего 2500-3000 человек, что является, как характеризовал Гагик Гамбарян, каплей в море. По словам политолога, сирийские армяне в эти дни предпочитают переезжать в соседний Ливан, чем перебраться на родину. «Если бы они знали, что здесь они застрахованы, то, конечно, вернулись бы, но сегодня для армян выгоднее оставаться в Сирии, защитить свое более или менее не пострадавшее имущество и впоследствии не иметь проблем с возвращением или с финансами. У них перед глазами и история Ирака. Армяне диаспоры хорошо увидели, что произошло с армянами, покинувшими Ирак, и по положению на сегодня, когда в Сирии идут ожесточенные бои, наши сирийские армяне предпочитают оставаться там и не репатриировать на историческую родину, потому что они абсолютно не получают ту помощь, и поддержку, которую должны получить. В Сирии может произойти та же история, что и с Ираком, когда тысячи армян, покинув Ирак, переселились в западноевропейские государства и США». Согласно нашему собеседнику, невозвращение сирийских армян на родину имеет свои объективные и субъективные причины. Объективно то, что гражданин РА не может найти работу в своей стране, куда уж там переселенцам из Сирии. По его мнению, субъективно то, что правительство РА никогда не разрабатывало стратегических программ для возвращающихся на родину армян: «Нет программы, как надо поступать с
теми армянами (речь идет о Диаспоре), которые в форс-мажорной ситуации могут оказаться в очень тяжелом положении. Например, израильское государство, которое имеет огромную диаспору, такие программы имеет: т.е., как оно может защитить и обеспечить безопасность соотечественников и их физическое существование на территории своей страны в случае форс-мажорных ситуаций в какой-либо стране».
На наше замечание, что осуществляемая Министерством диаспоры РА программа «Арии тун» («Вернись домой») и другие подобные программы не что иное, как средство возвращения армян диаспоры на родину, политолог сказал: «Я, например программу «Вернись домой», общеармянской назвать не могу. Это, скорее всего, программа по пробуждению патриотических идей у малого количества армян. Я хочу спросить: сколько сот или тысяч армян вернулись в Армению, основали здесь свой бизнес, обосновались? Нет такого, и не может быть в ближайшее время, потому что если происходит огромный отток людей из Армении в другие страны, то о чем речь? Может ли сирийский армянин, который в месяц, как минимум, может зарабатывать 4000-5000 долларов, приехать в Армению, где цены на продовольственные и непродовольственные товары выше, а он здесь не имеет работы? Я знаю случай, когда люди приехали из Сирии с 5000 долларов в кармане, остались здесь, и эти 5000 долларов были потрачены здесь в течение месяца, и они не знают, что делать. Кроме того, пользуются случаем и наши местные жители, которые повышают цены на обслуживание. Например, цены за аренду квартиры». Тогда как, согласно политологу, сирийские армяне не выдерживают такого отношения: они и в политическом, и в экономическом смысле занимают высокое положение в Сирии. Они не только занимаются предпринимательством, но и вовлечены в работы в исполнительных и законодательных органах, в правительстве этой страны есть даже министр-армянин.
«Еще со времен Хафеза Асада, речь идет об отце Башара Аль-Асада, армяне имели довольно сильные позиции в сирийском государстве. Власть алавитов всегда была лояльна к армянам, делала все, чтобы армяне себя чувствовали хорошо, развивались в этом регионе. Армяне же всегда отвечали благодарностью сирийскому правительству за проявленное к ним отношение. И сейчас армяне не участвуют в гражданской войне, не переходят на чью-либо сторону, предпочитают не вовлекаться в военные действия, хотя и скажу, что антиасадовские силы делают все, чтобы армяне были вовлечены в войну», – сказал политолог.
Нуне АРЕВШАТЯН