Как известно, когда Путин пришел в 2000 году к власти, одним из его первых шагов стало восстановление мелодии советского гимна, и Сергей Михалков изменил его текст во второй раз – в 1977-ом Сталин был заменен Лениным, а в 2000 году – Ленина заменили на Бога (кстати, сталинскую версию теста гимна он написал в соавторстве с поэтом, пишущим под псевдонимом Эль-Регистан, настоящее имя которого Габриел Уреклян). Для Путина восстановление советского гимна, конечно же, было символическим шагом, который подсказывал, в каком направлении пойдет страна в последующие годы. Против восстановления этого коммунистического символа выступили демократически настроенные россияне, которые справедливо находили, что даже после всех изменений от гимна «несет сталинским душком». Но озвучиваемые ими угрозы были просто смешны – мы не будем вставать, когда будет звучать этот гимн. На самом же деле, нравится вам гимн или нет, вызывает он приятные или неприятные воспоминания, является эта страна цивилизованной или отсталой, вы, не уважая символ государства, не уважаете ни одно государство, следовательно, вашу собственную страну, а также и самих себя.
Венгерские власти позволили себе низкий, непростительный поступок – совершили они его за «деньги» или бесплатно, в данном случае, не имеет значения. Их оправдания, что азербайджанцы их «кинули», конечно же, чистый спектакль. И что? Они начали сжигать флаги этой страны? Конечно, нет, и в этом вопросе президент Армении прав. Завтра в Венгрии установится другая власть, которая будет иметь иные подходы, и государственный символ со всем этим не имеет ничего общего.
Турецкие власти совершили против нашего народа страшные преступления, и их современные потомки политикой отрицания взвалили груз этих преступлений на свои плечи. Но сжигая каждый год 23 апреля турецкий флаг, мы ничего не добиваемся. Вчера в передаче «PS» телекомпании «А1+» этот взгляд в интервью со мной подтвердил и представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маргарян, несмотря на то, что сожжением турецкого флага занимается молодежь союза «Никол Агбалян», являющейся структурой именно этой партии. Он сказал буквально следующее: «Я считаю, что мы уже стали государством и не должны этого делать. Может быть, 20 лет назад это было понятно и приемлемо, но в сегодняшних условиях нецелесообразно». Действительно, так поступать может армянская молодежь в Бейруте или Глендейле, но здесь армяне создали, хорошее или плохое, но свое государство, которое является более высокой формой организации нации, чем община. И организованная таким образом нация должна проявлять уважение к другим аналогичным образованиям, независимо от того, являются они дружественными или враждебными.
Сожжение флагов мне кажется шагом отчаяния, который присущ слабым, группе людей, которая не может иным способом доказать свою правоту данному государству. Это больше похоже на магический ритуал, свойственный доисторической эпохе.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН