Интервью с продюссером Интерньюс Армения Гегамом Варданяном
— Насколько широко в Амении пользуются социальными сетями и какие из них наиболее популярны?
— В Армении социальные сети развиваются с той же скоростью, с какой распространяется интернет. По данным организации CRRS (Caucasus Research Resource Center), к концу 2011 г. 44,7% населения Армении имели дома интернет. Если учесть, что после получения этих данных прошел почти год, то можно сказать, что уже около 50% населения Армении имеет дома интернет.
Читайте также
У нас больше всего распространена социальная сеть «Одноклассники». В июне этого года представители «Одноклассников» заявили, что имеют в Армении около 787.000 посетителей. За прошедшие 6 месяцев зарегистрирован рост посетителей почти на 5%. На мой взгляд, эта социальная сеть играет очень важную роль в деле распространения интернета в областях и селах Армении, поскольку люди, имея родственников за границей или уехавших на заработки родных, общаются друг с другом подобными средствами. В провинции у людей интернет ассоциируется со службами «Одноклассники» и «Скайп».
На втором месте по распространенности в Армении — социальная сеть «Фейсбук». Это очень динамично развивающаяся сеть. По данным сайта www.socialbakers.com, в Армении имеется 325.220 пользователей этой социальной сети, что составляет 10.96% населения страны. За последние 6 месяцев зарегистрирован рост пользователей на 15%. «Фейсбук» – это место, где общаются люди, проявляющие общественную и политическую активность, а сеть «Одноклассники» известна как место, где общаются школьники, люди, имеющие родственников за границей, и где можно знакомиться.
Другими наиболее распространенными в Армении сетями являются Вконтакте,Twitter и Youtube.
— Свободны ли граждане в своих выражениях в социальных сетях, как относятся власти страны к этому явлению и вообще, насколько развита в Армении так называемая гражданская журналистика?
— Конечно, люди свободны в выражении своих мнений. Но даже в социальных сетях люди не могут забыть, что они журналисты, чиновники или сотрудники банков. Человек, конечно, свободен высказываться так, как хочет, но он должен нести ответственность за это. То есть свободное высказывание в социальных сетях – это то же самое, что свободное высказывание в традиционных медиа.
На мой взгляд, власти не контролируют социальные сети. Это очень трудно, поскольку это постоянно меняющаяся среда. Я предполагаю, что власти могут использовать социальные сети для того, чтобы узнать о настроениях людей и об ожидающихся акциях протеста. Но этот инструмент могут использовать как власти, так и оппозиция.
Во время последних выборов в Армении действовало несколько платформ гражданской журналистики. Люди, которые не хотели быть просто наблюдателями на выборах, имели возможность размещать в различных источниках фотографии, давать информацию или сообщать сведения о беззакониях и избирательных фальсификациях. На действовавшем тогда самом известном сайте iditord.org были опубликованы сотни сообщений. Трудно дать оценку воздействию этого инструмента на прозрачность выборов, однако как инструмент он работал, и гражданские корреспонденты очень хорошо сделали свое дело. Для общественных журналистов есть и другие инструменты – например, Mynews, а информационные сайты «A1+» , PanArmenian.net имеют специальный раздел для гражданской журналистики. Что касается блогеров, то в последнее время здесь наблюдается спад активности – люди предпочитают быть более активными в социальных сетях.
— Какую роль социальные сети играют в общественной жизни Армении, в периоды выборов и других общественно значимых процессах?
— Политические деятели – министры, депутаты, руководители административных районов, мэр Еревана, политические партии – регистрируются в социальной сети «Фейсбук». В администрациях этих деятелей постепенно появляется новая должность – ответственный за распространение сведений в социальных сетях.
На выборах 2012 г. наблюдалось очень интересное явление: общение политических соперников в традиционных медиа было очень корректным и взвешенным, однако в социальной сети «Фейсбук» отражались реальные проблемы, существовавшие между ведущими борьбу партиями. Соперники распространяли карикатуры, коллажи, постеры. Был пользователь по имени Варпет Оник, который распространял карикатуры на власть. В противовес ему появился другой Варпет, который осуществлял черный PR против оппозиции.
Гражданские активисты создают в социальных сетях свои медиа для того, чтобы организовываться во время важных общественных событий, создавать информационные поводы для традиционных медиа.
В сети «Фейсбук» политических деятелей, представителей медиа и интеллигенции больше, чем в сети «Одноклассники». Я думаю, что «миграция» из «Одноклассников» в Фейсбук» обусловлена также общественной активностью людей.
— Общаются ли армяне и азербайджанцы в социальных сетях и как к этому относятся в обществе?
— Да, конечно, общаются на различные темы. У меня есть друг, с которым мы говорим о футболе. У каждого свои интересы.
В связи с Рамилем Сафаровым армяне-«фейсбуковцы» стали активно осуждать это решение и вводить в обращение коллажи, постеры. И в эти дни мне и, я думаю, многим, у кого есть друзья-азербайджанцы, было интересно, как они отреагируют. И я очень горд и рад, что некоторые из них адекватно отреагировали на возвращение и героизацию Рамиля Сафарова.
А в целом реакция армян и азербайджанцев на этот случай была очень жесткой: в социальных сетях вспыхнули споры, переросшие в хакерскую войну с обеих сторон.
Однозначно, что как в реальности этот случай тормозит процессс урегулирования карабахской проблемы, точно так же он отрицательно сказывается на общении армян и азербайджанцев в социальных сетях.