Реакция на День независимости, как правило, бывает трех типов. Официальная, состоящая из пустых, формальных, механически произнесенных слов. Оппозиционная: «независимость» – это, конечно, хорошо, но наша независимость не настоящая, а вот если к власти придем мы, вот тогда начнем жить в условиях идеальной независимости». И «людская»: «Кому нужна была эта независимость, такую чудесную страну развалили и разграбили, а этих бедных людей превратили в рабов». Последний отклик – самый худший, потому что именно при наличии населения с жалкой психологией раба и становятся возможными пустые и повторяющиеся формулировки политической элиты.
Наши чувства к родителям или детям мы не обуславливаем «режимом», властями, президентами, политическими лидерами, малыми и большими чиновниками. Но как только дело доходит до Родины и государства, мы начинаем бунтовать против абсолютных ценностей – разве это родина, разве это государство, где такой-то чиновник говорит то-то, этот олигарх ведет себя так-то, а сосед купил себе «Мерседес-600», чего я не могу себе позволить. Но все эти наши «глубокие как пропасть» сетования совершенно не принижают того факта, что мы, армяне, имеем государство – то, о чем на протяжении столетий мечтают более многочисленные, чем мы, народы.
Эта абсолютно внеличностная проблема становится в нас персонифицированной. Например, говоря «независимость», Паруйр Айрикян представляет только самого себя. А остальные граждане видят своих любимых или ненавистных политиков, в первую очередь, руководителей страны. Относясь по-разному ко всем этим личностям, думаю, что независимость представляет из себя нечто гораздо более важное, чем жизнь простого смертного.
Но размышляя о независимости, я, тем не менее, представляю себе людей, тех людей, которые живут в этой стране 21 год, которые никогда не занимали никаких должностей и не стремились их заполучить, которые никогда не были депутатами, сторонниками власти или оппозиции, которые никогда не носили партийный значок. Людей, которые на своем месте скромно занимались и занимаются своим трудом, и не сетуют с утра до вечера на свою злосчастную судьбу. Такие люди, которых в Германии называют бюргерами, а в Соединенных Штатах «средними американцами» – именно они являются основной любого независимого государства. И в Армении есть тысячи таких людей, но они, увы, не составляют большинства. И причины здесь не только материальные.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН