В Диарбекире продолжается организованный в рамках программы SATR Круглый стол Армения-Турция на тему «Расширяя рамки диалога – Медиа и армяно-турецкие отношения в настоящий момент». Вчера с докладом выступила известный турецкий обозреватель, журналист газеты «Ени Шафаг» Хилал Каплан (Hilal Kaplan).
Госпожа Каплан стала одним из двух победителей, получивших в этом году премию во время вручения премий в рамках программы «Содействие улучшению отношений между Арменией и Турцией», как журналист, написавший лучший материал в турецкой прессе об армяно-турецких отношениях.
Читайте также
В своей речи Хилал Каплан коснулась статьи 301 Уголовного кодекса Турции, которая предусматривает уголовную ответственность за действия и выражения, «унижающие и оскорбляющие турецкую идентичность», на основании которого был осужден и Грант Динк. Согласно Каплан, эта статья может быть использована очень субъективно: один судья мог сказать, что такая-то статья газеты унижает турецкую идентичность, другой судья мог сказать, что не унижает. Каждый из них мог бы комментировать эту статью УК в зависимости от точки зрения или политической атмосферы.
Госпожа Каплан коснулась также проблемы ксенофобии, перед которой стоит турецкое общество, когда только турок хороший, только он прав, а остальные – плохие и неправы, однако не забыла отметить, что такой дискриминационный подход проявляют и на Западе. Например, в метро в Нью-Йорке она видела плакаты, на которых написано, что «цивилизованные люди борются против варваров. Поддержи Израиль, борись против Джихада». Согласно журналистке, это сатанинское выражение, унижающее мусульман: «Что же, Израиль цивилизованный, а все мусульмане – варвары?». Она против той точки зрения, что в Турции все плохо, а, скажем, в США все хорошо.
Но вместе с этим, она перечислила недостатки системы в ее стране: «Наши дети в школе каждое утро обязательно клянутся, что они турки, следовательно, они трудолюбивы, они счастливы, и, независимо от национальной принадлежности, это должны говорить все. Мы таким же образом обучаем наше общество, и сложившееся положение – результат этого. Мне стыдно говорить, но слово «армянин» в турецком обществе какой-то вид оскорбления, выражение «армянский выродок» как оскорбление используется очень часто, и у нас даже есть министры, которые используют подобные выражения. Обо мне тоже, например, говорят, что я настроена проармянски или прокурдски, потому что публично говорю о некоторых реалиях, в некоторых вопросах иду против официальной идеологии».
Кстати, когда Хилал Каплан говорила о высказываниях, оскорбляющих представителей иных национальностей, упомянула о выражении «самый лучший курд – мертвый курд», которое появляется в прессе, здесь вдруг вмешалась другая турецкая журналистка Ипек Ездани, мол, «я подобного выражения никогда в жизни не читала». Госпожа Каплан невозмутимо продолжила свое выступление, мол, «я рада, что подобное высказывание не столь распространено, и вы, наверное, никаких газет не читаете, чтобы увидеть это». Госпожа Ипек обиделась, мол, «наносите личное оскорбление».
Хилал Каплан также отметила, что в результате более либерального подхода партии «Справедливость и развитие» в последнее время высказываются чуть свободней, даже во время религиозных мероприятий приглашаются представители других религий и т.д.: «В этом смысле убийство нашего любимого Гранта Динка стало поворотным пунктом для Турции. Оно показало, что ксенофобия ненормальное, неправильное явление. Те, кто, убив Грант, хотели направить месседж, мол, вот что может случиться с инакомыслящими, теми, кто «унижает турецкую идентичность», столкнулись в другими реалиями, когда увидели, как сотни тысяч людей встали против этой ксенофобии, и все, говоря «Мы все Гранты», отвергли ксенофобию».
Она также вспомнила, как начиная с 2003 года, началась антимиссионерская кампания в Турции и даже на одном из ежемесячных заседаний Совета национальной безопасности военные решили, что христиане-миссионеры для страны являются врагом номер один, и после этого заседания в средствах информации началась мощная ксенофобская кампания против христиан. Были сняты фильмы и т.д., и сформировавшаяся в результате этой контрпропаганды атмосфера стала глубинной причиной убийства не только Гранта Динка, но и христианских миссионеров в разных вилайетах Турции: «Тогда против Гранта было написано много статей, и я могу сказать, средства информации причастны к убийству Гранта».
Госпожа Каплан, которая сама носит хиджаб, сказала, что нетерпимость проявляется и в отношении к женщинам, носящим платки. В прессе их высмеивают, против них ведется определенная контрпропаганда.
Представляющая газету «Хюрриет» Ипек Зейдани не согласна с той мыслью Хилал Каплан, что при действующей власти заметны некоторые положительные изменения в смысле отношения к другим религиозным группам, и утверждает, что в действительности то, что делается в этой сфере, формально, в действительности никаких серьезных изменений нет.
Она также коснулась армяно-турецких отношений, сказав, что Турция сегодня имеет множество проблем, связанных с соседями, есть и внутренние национальны проблемы: «У Турции так много внешних проблем, что протоколы и отношения с Арменией находятся на последнем месте. Сегодня вопрос Сирии, серьезная опасность войны, перед которой мы сегодня стоим, проблемы с Ираком, проблемы с Ираном, курдская проблема и все остальные проблемы, перед которыми стоит Турция, заставляют нашу страну отодвинуть отношения с армянами далеко на задний план. В эти дни серьезно критиковали министра ИД Давутоглу. Говорят, что лозунг «Ноль проблем с соседями» сейчас обнулился. Я уверена, что если учесть все это, вопроса об улучшении отношений с Арменией в повестке не будет еще долгое время».
Меланья БАРСЕГЯН