Представляющий АНК депутат Гагик Джангирян вчера предложил вновь создать парламентскую комиссию по изучению событий «1 марта». Можно с уверенностью говорить, что предложение парламентом принято не будет, но, на мой взгляд, данная инициатива очень правильная и своевременная. Конечно, однозначно не воспринимается и образ самого депутата. Он вовсе не является одним из белых лебедей из известного балета Чайковского. Но с другой стороны, вовсе не такой уж и необычный монстр – рядовой армянский (постсоветский) прокурор, с обычной долей коррупционности и садизма. Дай Бог, наступит время, когда будут расследованы предполагаемые преступления бывшего военного прокурора – это будет тогда, когда работавшие с ним прокуроры и следователи перестанут занимать свои должности. Но это является менее актуальной проблемой, чем расследование убийств «1 марта».
Почти каждый день (например, два дня назад в Мадриде) происходят столкновения между демонстрантами и полицией, и последние применяют в отношении граждан силу, нередко бывают и раненые. Но в ходе этих столкновений, как правило, никто не погибает. Причина проста. Полиция не получает приказа стрелять в людей боевыми патронами и «Черемухой». Кто принял такое решение в случае «1 марта», на этот вопрос не дали ответа ни органы дознания, ни комиссия Никояна.
Почему, тем не менее, этим делом должен заниматься политический орган – Национальное собрание? Потому что, говоря о событиях «1 марта», я думаю, следует понимать не только убийство 10 человек, но и то, что произошло до и после. Например, выступление тогдашнего президента Роберта Кочаряна перед студентами, когда он сказал, что организаторы демонстраций, если так будет продолжаться, должны будут сесть. Как я понимаю, президент страны не должен решать или заранее объявлять, кто должен быть лишен свободы, это делается только по решению суда. Точно также он не должен собирать у себя членов Конституционного суда и распоряжаться, какое им следует принимать решение. Именно этим отличается тирания от правовой страны. Возможно, парламентская комиссия должна будет коснуться и того факта, что с 1 и по 20 марта средства массовой информации работали под цензурой – СМИ были вынуждены представлять только официальную точку зрения, а это означало закрытие всех нормальных средств информации. Разумеется, объективное расследование должно будет принять во внимание и провокационные заявления некоторых оппозиционеров накануне 1 марта.
В любом случае, клеймо «1 марта» не только на президентах, властях и правоохранителях, но также на государстве и народе. И чем быстрее мы избавимся от этого клейма, тем лучше.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН