О возможном воздействии на переговорный процесс так называемого «дела Сафарова», об отношении к событиям в двух конфликтующих обществах и международном сообществе говориться в интервью, предложенных вниманию читателей ниже.
Параллельные интервью, которые в целом создают общие контуры нынешних реалий Армении и Азербайджана в различных сферах жизнедеятельности, являются частью совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан).
Проект поддержан посольствами Британии в Армении и Азербайджане. Интервью одновременно публикуются в газетах «Аравот» и «Новое время» (Азербайджан).
В Азербайджане интервью проводит Институт мира и демократии.
Читайте также
Исследовательский центр «Регион»
Сейчас у Армении нет «партнера по миру»
Интервью с директором Центра региональных исследований Ричардом Киракосяном
— Какое воздействие окажет помилование и поощрение властями Азербайджана Р. Сафарова на переговорный процесс по карабахскому урегулированию? Могут ли быть окончательно прерваны мирные переговоры?
— Принятое Азербайджаном неприемлемое решение не только освободить, но и помиловать Сафарова и повысить его в звании само по себе является дипломатическим кризисом. В то же время для внешней политики Армении этот кризис по нескольким причинам может превратиться из поражения в победу.
Во-первых, он может дать возможность использовать большое разочарование международного сообщества в Азербайджане: поведение Азербайджана в этом вопросе не увеличило число друзей Баку, наоборот, вызвало враждебность к азербайджанской стороне, особенно из-за хладнокровного убийства и тех почестей, которых убийца удостоился со стороны президента Азербайджана.
Во-вторых, этот случай показал, что Азербайджан отказался стать для Армении «партнером по миру» и что Баку вновь со всей очевидностью доказал, что в процессе мирного карабахского урегулирования является ненадежным и лживым партнером. Таким образом, Армения может реально использовать этот кризис и укрепить свои позиции.
Тайная сделка между Баку и Будапештом стала также оскорблением для Европейского Союза. Поскольку Венгрия является членом ЕС, то это означает еще и попрание так называемых «европейских ценностей». А тот факт, что отреагировать на шаг Азербайджана и подвергнуть его критике был вынужден даже президент США Обама, показывает, какое значение на самом деле имел этот случай и какое впечатление он произвел в качестве нанесенного международному сообществу оскорбления.
— Каковы главные постулаты развернувшейся в Армении общественной дискуссии? В чем заключаются их сильные и слабые стороны?
— Сама экстрадиция не стала бы особо провокационным шагом. Однако последовавшее сразу за ней решение Азербайджана о помиловании явилось следствием либо ошибочного толкования дальнейших процессов, либо их полного игнорирования. Более того, поощренная именно государством общественная позиция – приветствовать, прославить и даже наградить осужденного убийцу, обязательно должна была вызвать немедленную и ожидаемую реакцию со стороны Армении. Тем самым дело Сафарова стало самым значительным дестабилизирующим кризисом в отношениях между Азербайджаном и Арменией в последние годы. А наглядно проявляющаяся и усиливающаяся напряженность, перестрелки между армиями и вторжения углубили кризис. Признаков того, что одна из сторон может или хочет отступить от всего этого, очень мало.
Хотя поведение Азербайджана можно толковать как высокомерную и непродуманную политику, но в реальности пренебрежение любой критикой связано с накопившимся там разочарованием. Из-за этого разочарования, которое в большей степени связано с отсутствием какого-либо реального прогресса в карабахском урегулировании, углубился кризис. Свое дело сделало и мероприятие, прошедшее под руководством министра обороны Азербайджана Сафара Абиева и вызвавшее общественный резонанс. Церемония
повышения воинского звания Сафарова с лейтенанта до майора была непривычной, так как таким образом было пропущено промежуточное офицерское звание капитана. Сафаров получил также сумму, превышающую его зарплату, которая была рассчитана на тот срок, который провел Сафаров в венгерской тюрьме. Кроме того, Сафарову подарили дорогую квартиру в Баку.
Вместе с тем необдуманное игнорирование Азербайджаном значения своих шагов и дальнейших процессов показывает ограниченные возможности международного сообщества в плане оказания давления на Азербайджан. Отсутствие этих внешних возможностей составляло важный элемент проходивших между Будапештом и Баку переговоров об экстрадиции, поскольку официальные представители Азербайджана заверили венгерских должностных лиц в своей готовности взять на себя удар международной критики.
И для армянской, и для азербайджанской сторон кризис имеет и ярко выраженный внутриполитический подтекст. В случае с обеими сторонами кризис направлен на объединение населения вокруг президента, ослабление оппозиции путем представления оппозиционеров предателями, создание возможностей для формирования правительства и установления контроля над стремящимся к националистическим шагам новым политическим дискурсом, а также демонстрации национальной гордости и отвлечения внимания от актуальных внутриполитических проблем. Однако в случае с Арменией кризис произошел в период, который уже сам по себе обеспечил дивиденды для правящей Республиканской партии. Во-первых, он начался за неделю до имеющих важное значение выборов в органы местной власти, которые прошли 9 сентября. Во-вторых, кризис дает Сержу Саргсяну возможность для переизбрания благодаря его стабильной популярности в течение времени, оставшегося до президентских выборов в феврале 2013 г.
— Может ли быть приостановлено общение между армянскими и азербайджанскими общественными организациями и вообще, насколько полезно отныне сотрудничество между представителями конфликтующих сторон?
— Вопрос сейчас в том, как восстановить диалог. Армения во многих отношениях уже не имеет «партнера по миру», поскольку Азербайджан перешел все допустимые границы. Потребуется время, но диалог необходим каждой из сторон.
— Чем обусловлена отрицательная реакция стран-сопредседателей, европейских структур на случившееся? К чему конкретному может привести резолюция Европарламента по вопросу Р. Сафарова?
— После решения Армении разорвать дипломатические связи с Венгрией Запад в целом, и Евросоюз в частности для удовлетворения Армении встали перед вызовом — достаточно жестко отреагировать на случившееся. В противном случае стратегия европейского развития Армении с политической точки зрения может стать неоправданной для армянского правительства.