– Господин Багдасарян, недавно ППА выступила с предложением о переходе на 100-процентную пропорциональную систему выборов и парламентскую модель правления. Какая связь оно может иметь с предстоящими президентскими выборами? Какова позиция ОЕК?
– Смена системы правления страны – задача сложнейшая. Она предусматривает серьезнейшие дискуссии. Не считаю уместным связывать этот вопрос с предстоящими президентскими выборами, потому что скоро начнется период официального выдвижения кандидатов, и, оценивая политическую ситуацию, считаем его анахронизмом. Что касается обсуждений, то ОЕК никогда не избегал обсуждений и не намерен избегать их также и в ближайшем будущем.
– С предложениями выступила также АРФД. Что скажете об их предложениях?
– Многие из предложений включены в коалиционный меморандум и повестку политической власти Армении. Борьба против коррупции, оздоровление морально-психологической атмосферы, углубление реформ также являются важнейшими пунктами политической повестки ОЕК.
Читайте также
– В политическом поле накануне президентских выборов много неопределенности. В чем причина?
– Основная причина – неопределенность самого политического поля, а также, практически, отсутствие кандидатов, имеющих возможность победить президента, что также создает неопределенность. Почти во всех развитых странах мира ключевые кандидаты уже бывают известны за год до выборов, и общество активные дискутирует по поводу уточнения предпочтений. В Армении ситуация иная. Есть власть, есть оппозиция и есть альтернативная сила. И поскольку многие ждут позиционирования этой альтернативной силы, то эти ожидания еще больше затуманивают сложившуюся ситуацию.
– В политических кругах много обсуждается коалиционный меморандум, подписанный в феврале 2011 года. В конце концов, в силе он или не в силе – в плане поддержки Сержа Саргсяна?
– Знаете, это вопрос некоторые пытаются превратить в «Армянский вопрос». Адресат вопроса – ППА, и она должна ответить, считает ли она, что подписанный ею политический документ в силе или нет? Я, будучи сторонником большой общественной консолидации на президентских выборах, тем не менее, против того, чтобы этот вопрос постоянно становился предметом обсуждений и ставил в неловкое положение наших бывших партнеров по коалиции. Я уверен, что наш кандидат – Серж Саргсян имеет достаточный потенциал для уверенной победы в справедливых выборах с помощью коалиционных партий и других политических акторов.
– Из Ваших слов можно понять, что ОЕК не изменил свою позицию?
– Партия «Оринац Еркир» еще в 2008 году, после президентских выборов, подписала документ, создала политическую коалицию. В 2008-ом я также заявлял, что в течение двух сроков Сержа Саргсяна «Оринац Еркир» будет поддерживать его кандидатуру. Причина ясная: человек, который избирается президентом, должен суметь полноценно проработать для осуществления своих программ и реформ. Мы верны своему слову.
– Какие вопросы будете обсуждать на декабрьском съезде вашей партии?
– На съезде будут обобщены намеченные партийные реформы, обсудим создавшуюся накануне президентских выборах ситуацию, представим наши подходы к ключевым проблемам, волнующим общество.
– Как происходит перестройка в ОЕК, насколько она созвучна с современной политической практикой? Начатые Вами изменения некоторые политические круги или политологи критикуют, констатируя также, что партия потеряла свой вес и влияние.
– Эти реформы имеют комплексный характер и касаются модернизации и демократизации внутриполитического управления, ужесточения членства и еще большего сплочения партийных рядов. Мы всегда были поборниками инновационных подходов. Во время реформ мы изучили обширный опыт партийного строительства наших партнеров в ЕНП и Всемирном Христианско-Демократическом Интернационале (кстати, ОЕК является членом этой структуры). В международной политической практике существует принятое правило и распространено в той же ЕНП, и во многих других партиях – членах Всемирного Христианско-Демократического Интернационала.
Например, испытательный срок для новых членов партии принят множеством политических сил. Сегодня мы имеем большую и крепкую команду, которая подтвердила свое членство, и имеем тысячи заявлений, обсуждение и прием по которым является непрерывным процессом. Мы также расширяем наши международные связи.
Что касается критики. Есть известное изречение: «Для того, чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть». Независимо от злопыхателей, ОЕК был и остается одной из основных сил нашего политического поля. Конкурентоспособность наших соратников, наших программ мы доказали во время всех соответствующих выборов, состоявшихся после основания нашей партии. И после этого ОЕК будет укрепляться и развиваться, независимо от желания злопыхателей. Наша прямота и четкая позиция на политическом поле не дают некоторым покоя, следовательно, некоторые, руководствуясь завистью и злобой, критикуют идущую с уверенностью вперед политическую силу, доказавшую свою конкурентоспособность на всех последних общегосударственных выборах.
В конце концов, сегодня ОЕК является членом одной из влиятельных сил Европы – Европейской народной партии (ЕНП), эффективно сотрудничает примерно с 45 партиями. Не думаю, что ЕНП, Христианско-Демократический Интернационал приняли бы ОЕК в свои ряды, если бы она не имела веса и влияния. А днями раньше был дан старт началу процесса официального сотрудничества Компартии Китая с ОЕК. Это факты, с которыми надо считаться.
– Господин Багдасарян, недавно Вы посетили Россию и Китай. Какие осуждались вопросы, и какие были достигнуты договоренности?
– В рамках визита в Российскую Федерацию я провел ряд двухсторонних встреч с руководителем аппарата президента РФ Сергеем Ивановым, с заместителем премьер-министра РА Дмитрием Рогозиным, секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым, а также другими должностными лицами. В секретариате ОДКБ состоялась моя встреча с Генеральным секретарем Организации Николаем Бордюжей.
Россия была и остается стратегическим партнером Армении. И я хочу отметить, что визит в смысле результатов был очень важным. Прежде всего, двухлетний труд увенчался успехом и был подписан документ, согласно которому в Армении будет создан Армяно-российский гуманитарный центр в сфере чрезвычайных ситуаций. Это – крупнейшая инфраструктура, которая разместится на территории РА, и которая даст возможность импортировать в Армению не только новейшее оборудование и технику, но и иметь мощную инфраструктуру, которую мы можем использовать во время чрезвычайных ситуаций в нашей стране. Второй важнейший результат – это то, что во время нашего визита президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании и финансировании в РА Армянского представительства Государственного агентства «Росграница», значение которого очень важно, так как Армения единственная страна, где РФ имеет пограничное подразделение. Пограничники России сегодня охраняют государственные границы Армении с Турцией и Ираном. Эти границы нуждаются в серьезной модернизации. Этот договор и указ президента РФ создадут возможность для серьезной модернизации этой сферы, укрепления безопасности нашей страны.
Третье достижение – это то, что в Армении создастся новая важнейшая инфраструктура. Речь идет об основании агентства Государственных резервов России в Армении. То есть, будет создана региональная инфраструктура совместных резервов Армении и России. Это имеет важное значение с точки зрения безопасности Армении и развития системы государственных резервов Армении. Агентство «Росрезерв» своими финансовыми и институциональными возможностями сегодня является одной из крупнейших инфраструктур не только в России, но и в мире.
Следующим важным достижением, достигнутым нами в России, является то, что мы договорились о подписании нового договора между Арменией и Россией о военно-техническом сотрудничестве. Последний договор был подписан в 1993 году. Прошло около 20 лет, и этот договор нуждается в обновлении. Это даст возможность прямым путем, без бюрократической процедуры, развивать сотрудничество между предприятиями двух стран. Это важно не только с военной, но и точки зрения создания совместных предприятий. Важное значение имеет также создаваемая в Армении в рамках ОДКБ Академия, которая будет проводить работы по повышению и переподготовке образовательных и профессиональных навыков. Армения будет первой страной в рамках ОДКБ, где будет создана такая структура, которая даст возможность сотрудникам СНБ, МЧС, Полиции, оборонной сферы стран-членов ОДКБ проходить спецпереподготовку с привлечением ресурсов ОДКБ.
Что касается визита в Китай. В Китае были достигнуты договоренности об углублении сотрудничества по ряду направлений. В ближайшие месяцы будут подписаны договоры о сотрудничестве между силовыми структурами Китая и нашей страны. То есть, была достигнута практическая договоренность об установлении институциональных и правовых связей, и в ближайшие месяцы мы начнем процесс согласования документов. Китай является одним из сильнейших государств мира. В лице Китая в международных структурах мы можем иметь серьезного партнера, который может сделать для себя приемлемыми позиции Армении, а также выражать их на самых высоких платформах. Я с моим китайским коллегой обсудил вопросы создания механизма постоянных консультаций вокруг глобальных и региональных проблем. Состоялось множество встреч с целью углубления армяно-китайского экономического сотрудничества, я также встретился с руководством внешнеполитического ведомства Китая для обсуждения вопросов, связанных с двухсторонним и многосторонним сотрудничеством. И мы приложим совместные усилия для претворения в жизнь этих конкретных договоренностей.
– Как Вы оцениваете сотрудничество Армении с Евразийским союзом?
– Любое конструктивное сотрудничество, направленное на полноценное использование имеющейся силы, а также создание новых, эффективных платформ, для меня приемлемо. Этот союз пока еще находится в стадии формирования. Надо уточнить разные задачи между Россией, Казахстаном, Беларусью. Армения с Евразийским союзом будет иметь здоровые, конструктивные отношения. Россия для Армении большой рынок, и было бы большой роскошью отказаться от сотрудничества с Евразийским союзом, потому что это означает лишить нашу страну торгово-экономических связей с Россией, Казахстаном, Беларусью. Интеграция в Евразийский союз для нашей экономики имеет основополагающее значение, и сотрудничество должно последовательно осуществляться.
– Вами координируется сотрудничество Армении с Евросоюзом. Какими темпами оно развивается, и какие уже имеются результаты?
– Отношения Армения-Евросоюз развиваются растущими темпами. За последние 2 месяца произошел ряд важных событий. В частности, 18 октября в Брюсселе были парафированы соглашения между РА и ЕС об упрощении визового режима и реадмиссии, и уже в 2013 году граждане РА будут иметь возможность посещать европейские страны по облегченной процедуре, что имеет очень важное политическое и общественное значение. Хочу подчеркнуть важность успешного окончания второго этапа состоявшихся 2-4 октября в Ереване глубоких и всеобъемлющих переговоров о создании зоны свободной торговли. Надеемся, что на следующем этапе переговоров, которые состоятся 3-5 декабря в Брюсселе, отметим еще больший прогресс, который даст возможность обеспечить непрерывное развитие в этой важной сфере. Подчеркиваю также важность состоявшегося 26 октября в Брюсселе 10-ого пленарного заседания по договору об ассоциации Армения — Евросоюз, где мы отметили серьезный прогресс по 10 направлениям.
В общем плане, программа РА-ЕС 2012-2013 гг. включает 161 мероприятие, которые касаются государственной и политической сфер. Все программы удачно стартовали. А недавно в Совете безопасности была утверждена Национальная стратегия защиты прав человека, которая даст возможность усилить институт Защитника прав человека в Армении, и вообще углубить отношения с занимающимися правами человека международными организациями и действующими в стране общественными организациями, что позволит поднять уровень защиты прав человека в РА на существенно новый уровень.
М. КАЗАРЯН