По словам руководителя программы, чтобы не опозориться из-за некачественного сыра нужны годы, пока добьемся качества и начнем снова экспортировать
Когда два-три года назад правительство воодушевило сыроделов, мол, создаем бренд «Армянский сыр», давайте консолидируемся, осуществим инвестиции, и начнем производить сыр, предпринимателям этой сферы показалось, что очень скоро их продукция будет «украшать» международные павильоны. Однако радость сыроваров была кратковременной. Всего две партии были экспортированы в Россию, потом программа «Армянский сыр» приостановилась и, как говорят сыроделы, дальше создания логотипа бренда и сайта дело не пошло. Программа оказалась под вопросом.
«Два раза показали, что можно обеспечить и качество, и количество, но для периодической и постоянной работы необходима была сформировавшаяся система, организованная работа. Мы постарались, нашли людей, сказали – пожалуйста, возьмите наш сыр. Но нельзя постоянно просить российских предпринимателей, мол, возьмите, наш сыр хороший. Грубо говоря, для того чтобы запустить пробный шар, мы сделали что нужно и получилось довольно удачно, но программа не продолжилась», – сказал в беседе с «Аравот» председатель Ассоциации сыроделов Армен Гигоян. В чем причина того, что у программы не было продолжения? На этот наш вопрос господин Гигоян не смог дать четкий ответ, отметив, что аргументация правительства, что не смогли обеспечить качество, не совсем верна, поскольку они, экспортировав по крайней мере 2 раза, смогли доказать, что необходимое качество получили.
Читайте также
Председатель Ассоциации признает также, что в сфере и на предприятиях действительно есть недостатки, начиная от приобретения качественного молока и до технологий, но когда программа работала, и они проводили маркетинг, параллельно с этим для исправления этих недостатков была необходима поддержка правительства: «Ведь проблема в том, чтобы молоко от вымени коровы до завода дошло чистым. А у нас нет столько ферм, чтобы обеспечить молоко необходимого качества в большом объеме. Эту проблему надо решить. Только в результате этой комплексной работы экспорт был бы непрерывным. Систематическая форма работы была серьезной мотивацией для формирования на внутреннем рынке не искусственного, а естественного конкурентного поля, и другие тоже попытались бы стремиться и достичь качества экспортеров».
На вопрос «Аравот» о том, почему «Армянский сыр» не имел продолжения, директор Армянского агентства развития Роберт Арутюнян привел ряд причин: «Программа не была утверждена, потому что, предположим, мы бы прорекламировали программу, получили бы довольно серьезные заказы. Приехали бы в Армении и узнали бы, что не можем обеспечить эти заказы». На наше замечание, что параллельно с этим необходимо было помочь сыроделам исправить недостатки и обеспечить качество, господин Арутюнян сказал, что и это испробовали, пригласили специалиста извне, который указал, что надо сделать, однако выяснилось, что для этого нужны большие финансовые вложения. И для этих инвестиций, согласно, директору, сыроделам предложили дешевые кредиты Центра развития малого и среднего бизнеса. Потом выяснилось, что часть сыроделов уже находятся под кредитами, а
часть не пожелала брать кредиты и т.д. Потом Агентство выяснило, что существует проблема качественного молока: приобретая ведрами молоко у сельчан, качество не обеспечить, а ферм мало.
Согласно господину Арутюняну, для продолжения программы проведение работ внутри страны и параллельно за ее пределами себя не оправдает, прежде всего, надо решить внутренние проблемы, чтобы, по словам господина Арутюняна, не опозориться из-за некачественного сыра за пределами страны. «Когда увидели, что готовы экспортировать армянский сыр, то сказали правительству, что мы готовы, и спросили, давайте поймем, для чего нам брать деньги? А правительство ответило, что не даст денег для рекламы, лучше направит их для решения проблем внутри сферы – урегулируйте, потом только начинайте вывозить. Теперь должны представить программу, обсудить, а правительство разработает стратегию», – заверил директор Агентства. А, в данный момент, согласно директору, за границей есть партнеры, которые, правда, хотя и не с нетерпением, но ждут «Армянского сыра». А одним из шагов, направленных на стратегию и стимулирование программы, согласно Арутюняну, являются фермерские хозяйства, занимающиеся производством молока. Для этого нужны инвестиции, которым, согласно директору, будут даны привилегии, было бы только желание начать дело.
На наше замечание, что подобные фермы «отнимут хлеб» у сельских жителей, господин Арутюнян сказал, что сельчанам было предложено объединиться и создать кооперации для производства качественного молока, но пока что результатов нет.
Программа «Армянский сыр» имела определенный бюджет, вклад в который имели и сыроделы. На наш вопрос о том, как была израсходована эта сумма, господин Арутюнян сказал: «3 миллиона 170 тысяч драмов – с нашей стороны, и почти такую же сумму дала Ассоциация сыроделов. Это было сделано для привлечения специалистов извне, приобретения сырья для упаковки и отправки 2 партий сыра. В данный момент для «Армянского сыра» финансовых оплат или бюджета не имеется».
В ближайшие годы «Армянский сыр» не «украсит» международные павильоны, потому что, как сказал директор, пока будут устранены указанные проблемы, пройдут долгие годы.
Нелли БАБАЯН